Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Золотая палата. Изображения святых воинов

Здесь же на сводах развита богородичная тема и огромное место отведено темам победоносных библейских войн. Они используются прежде всего в плане ближайших «исторических» аналогий самым злободневным событиям. Так, в воинских подвигах Гедеона современники находили едва ли не прямое совпадение событий с ходом военных действий при взятии Казани.

Изображения воинских подвигов Гедеона занимали одно из центральных мест Золотой палаты, располагаясь под окном в северном углу и над дверью в парадные сени. Одно из заметных мест занимает изображение сечи — то войско Гедеона побеждает Аммалика. Живописец ведет подробный расска о воинских подвигах этого героя. Вверху над изображением сечи надписано: «Восстав Гедеон и изби Дивия и Армона и умолча земъля четыредесять лет во дни Гедеоновы». Как результат сечи,изображена «конница побитая». Это изображение поясняет надпись: «И яша два князя Модиамля Орава и Дива и весь полк избиша». Победитель принимает трофеи — головы врагов. Он изображен восседающим на престоле в окружении воинов, воины же подносят ему «главы Мадиамли» [«Опись стенописных изображений (притчей) в Золотой палате Государева дворца...», стр. 186.]

Над первым окном от красного крыльца, вверху «в шелыге» расположена композиция, изображающая Гедеона, держащего в руках трубу и фонарь, а перед ним — вооруженные воины. Передавая продолжительность действия в той же композиции, мастер изображает Гедеона вторично, стоящим посреди войска. Повествование продолжается и в композиции, расположенной над вторым окном (считая от Красного крыльца), где Гедеон стоит на горе в молитвенной позе, преклонив колена и возведя взор к небу. Тут же он сходит с горы и говорит с войском. Наконец, поодаль изображено множество войска на колесницах и в полном вооружении. Все это также обильно пояснено надписями. [Над первым окном надпись: «Гедеон прииде посреди полка в полуночи и возтруби в триста рогов и сокруши фонари и взяла свещу в руки и погнала вслед Модиамля и побиша сто пятьдесят тысяч»; справа около войска Гедеона там же надпись: «Воаопиша Гедеон господеви и тече в полк Модиамли и друг друга пробоже копии». Над вторым окном надпись: «Помолися Гедеон господеви и раздели триста мужей на три чины и даст трубы и фонари» (там же, стр. 186).]

Воинская тема продолжает развиваться в целостный, последовательно читающийся цикл, который переходит в «парадные сени», или «Шатерную палату». Здесь особенно акцентируется тема избранности военачальника. Так, над изображением воинов, перед которыми стоят Аарон и Захарий, приведена надпись: «Рече Моисей к людям: вооружайте от себе мужа и вополчитеся перд Господам на Мадиама». Дальше, на правой стороне по направлению к Шатерной палате, победа израильтян над мадиамскими войсками. Над окном, выходящим на Красное крыльцо, изображены покоренные города, ия которых уводят пленных, угоняют скот и увозят имения.

В сенях перед Золотой палатой — рассказ о победах Иисуса Навина: вооруженный Иисус Навин впереди войска стоит в городских вратах, идет ожесточенная битва, так как под ногами военачальника и его воинов распростерты трупы людей и убитые кони. Вторично Иисус Навин изображен внутри града, и перед ним продолжается битва, в которой убивают царя и окружающих его людей. В серии композиций, посвященных подвигам Иисуса Навина, показывается божественное вмешательство в ход войны и помощь бога Саваофа, который изображается в облаках на каждой сцене битвы. Характерна одна ив надписей: «Преда господь Ахиль в руцЪ Исусу, и взя его и избиша». Под втой подписью опять написан град, во вратах которого бьются воины Иисуса Навина, ногами попирая трупы побежденных. Во второй раз изображается Навин и внутри града. Здесь он в позе правителя, и воины его «посекают перед ним людей».

Подвиги Иисуса Навина занимают вторую и третью стены. Всего можно насчитать двенадцать композиций. Они рассматриваются как апофеов воинской силы. Иисус Навин победил царей и взял земли их, «яко господь бог помогаша Израилю». Он победил Иассора и все царства, которыми тот обладал. В надписях к этим композициям подчеркивается помощь божия, а также покорность Иисуса Навина советам и повелениям Моисея: «Запалиша Иассор огнем и поят Исус паря их и изби мечем, яко же повеле Моисей, раб божий» [«Опись стенописных изображений (притчей) в Золотой палате...», стр. 192 — 193. ].

Следует перечислить некоторые аналогии между изображаемыми действиями Гедеона и Иисуса Навина, которые содержатся в росписи, и эпизодами Казанского взятия, (особенно если сравнить трактовку названных сюжетов росписи Золотой палаты и ее сеней с изображениями в Лицевом летописном своде). Так, например, подобно Ивану IV перед взятием Каяани, Гедеон молится перед битвой, Затем обращается с речью к войску и уже после того вступает в ряды войска и предводительствует им. Иисус Навин неоднократно бьется с врагами в городских воротах, входит в город, в котором перед ним берут в плен и посекают мечом правителей. Он осаждает город, осажденный город горит, и вновь внутри покоренного города Иисус Навин торжествует над врагами. Его войско уводит множество пленных, угоняет скот, вывозит имение побежденного народа.

Выходя из Золотой палаты или шествуя через парадные сени в нее, зритель сразу встречает в нижнем регистре по обе стороны дверей изображения воинских подвигов Иисуса Навина, которые читаются (на уровне человеческого роста) на всех стенах парадных сеней, представляя непрерывную развитую батальную повесть.

Верхняя часть росписей сеней содержит большую часть ветхозаветных сюжетов. Помимо изображения ветхозаветных царей, которые размещены здесь так же, как в Золотой палате великие князья-предки, во втором регистре батальные сцены перемежаются с теми ветхозаветными сюжетами, которые либо свидетельствуют о богоустановленности царской власти, либо изображают эпизоды Исхода, которые здесь читаются как некое напоминание об избранности и божественном предначертании пути народа, как аналогия судьбам народа, которым управляет Иван IV. В центре свода — «Отечество» в той его иконографии, какую мы встречаем в «Четырехчастной» иконе, а позднее в росписях Свияжского собора. [Д. В. Айналов. Фресковая роспись храма Успения в Свияжском монастыре. М., 1916.] Вокруг «Отечества» — семь морализующих композиций на тексты Премудрости Соломона.

В основе сложной системы росписи сеней читаются идеи троичности («Отечество»), перечисляются основные проявления «Премудрости» в виде семи добродетелей, утверждаются ветхозаветные примеры царей, одаренных «премудростью», а потому пользовавшихся божественным покровительством.

Таким образом, еще раз декларируется уверенность в необходимости некоей общей религиозно-догматической и политической системы. Все то, что, быть может, в более подробной форме выражалось в иконном догматическом цикле Благовещенского собора, в росписях Архангельского собора, в иконе «Благословенно воинство», в рельефах царского места,— здесь получило большую стройность.

Особенно знаменательными представляются три темы.
Прежде всего та морализующая, которая свидетельствовала о силе воздействия на молодого царя «учительных образов», подобранных для него его духовными наставниками, а также те нестяжательские мотивы, которые получили свое выражение в иллюстрациях в притче о богатом и бедном Лазаре. Пусть эта нестяжательская идеология укладывалась в умеренные рамки проповеди Максима Грека, тем не менее ее наличие в обшей системе стенописей Золотой палаты крайне симптоматично.
Темы ветхозаветные и исторические, хотя и питали единодержавную идеологию Ивана IV, были не новы; они уже с достаточной настойчивостью проникали в остальные памятники искусства и литературы той поры.
И наконец, развитые батальные композиции, которые покрывали стены Золотой палаты и ее сеней, имели прямые аналогии в росписи Архангельского собора, в иконе «Благословенно воинство», в росписи усыпальницы и «Четырехчастной», где изображен Христос в воинских доспехах, восседающий на перекрестье с мечом в руке.




Читайте далее: Золотая палата. Воинская доблесть и воинский идеал

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Золотая палата. Изображения святых воинов  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика