Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV

Здесь следует внести ясность в расшифровку самого названия иконы и сопоставить ее содержание с идейным замыслом росписи усыпальницы Ивана IV в диаконнике Архангельского собора.

Вслед за торжественным возвращением Ивана IV из-под Казани последовали события, вызвавшие немало потрясений в истории Московского царства, а также в личной жизни Ивана IV. Вслед ва победой и ее торжественным празднованием, Иван IV заболел «огневой болезнью», едва не приведшей его к смерти. Во время болезни имел место боярский мятеж по поводу крестного целования наследнику Ивана IV — царевичу Дмитрию, бывшему еще «в пеленах». Затем по выздоровлении Ивана IV во время его благодарственной поездки на богомолье умер царевич Дмитрий. Младенца Дмитрия похоронили в Архангельском соборе «в ногах у великого князя Василия Ивановича», погребенного на солее храма близ диаконника, а внутри диаконника у самой стены Иван IV во время болезни распорядился приготовить себе гробницу. Очевидно тогда же были исполнены росписи диаконника.

В данном случае представляет особый интерес роспись среднего регистра, в котором изображены события из жития Клеопатры и Иоанна. Клеопатра, отличаясь благочестием, приняла на себя подвиг захоронения тел христиан-мучеников во время гонений. Так, она со многими трудами перенесла на родину тело мученика Уара, где воздвигла церковь и с честью похоронила в ней мощи Уара. В день торжественного освящения храма неожиданно заболел «огневой болезнью» единственный сын Клеопатры Иоанн, который вскоре и скончался. В ответ на слезы и упреки Клеопатре дано видеть сына своего «светящиеся яко солнце». По молитве Уара бог «благоволит ввоинити сына твоего себе в вои небесными, да служит царю небесному и вечному» (Минеи Четьи под 19 октября).

Нельзя не видеть в этом житии аналогий с событиями 1553 г. Непосредственная связь и непререкаемость предлагаемых аналогий станет еще более ясной, если напомнить, что второе имя Ивана IV было Уар. Царь обращался к своему патрону, одному из участников «небесного воинства», к которому едва ли не был причтен за свои подвиги, и в которое «бог благоволил ввоинити» его сына Дмитрия. Вот это-то «небесное воинство» и представлено на иконе, которая должна была, находясь постоянно против царского места, вдохновлять на ратные подвиги юного царя, о воспитании которого столь Заботились его ближайшие духовные наставники — Макарий и Сильвестр. Что это воинство мучеников, «споборающее» против «неверных» и «нечестивых» врагов христианства, свидетельствует принадлежность к нему мученика Уара, о котором повествует цикл росписей в царской усыпальнице.

[В диаконнике, как это доказал Е. С. Сизов, от ХVI в. сохранилась роспись только первого яруса. Создание росписи парадной царской усыпальницы, «первого венчанного самодержца», как предполагает Сизов, могло быть исполнено в промежуток между 1553 и 1565 гг. Между тем на основании сюжетов росписи казалось бы, более правильным считать ее исполненной сразу же в период «огневой болезни» царя или в первые дни после нее, настолько связаны эти сюжеты со всей остротой происходивших тогда событий и столь явный автобиографический характер они носят. (Е. С. Сизов. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля..., стр. 160 — 174; ср. Е. С. С из о в. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.— ТОДРЛ, т. XXII. Л.— М., 1966, стр. 264 — 276, его же вступительная статья к альбому: «Воображены подобия князей...» — «Публикация одного памятника». М., 1969). В архиве Мувеев Московского Кремля упоминается икона мученика Уара в житии XVI в.]

Именно поэтому икона носит название, заимствованное из стихиры, прославляющей мучеников, и включает в себя изображение Ивана IV, победой под Каванью «приобщившегося» к подвигам этого воинства. [«Каталог...», стр. 128—134; Откоих..., стр. 27.]

Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент
Саркофаги Ивана Грозного и его сыновей Ивана и Федора в Архангельском соборе в Кремле

В своей речи по возвращении из-под Кавани Иван IV говорил: «И милосердный бог, призри с высоты небесныя и излиа щедроты благости своея на ны, неблагодарные рабы своя, и... дарова нам благодать свою: царьствующее место, многолюдный град Казань, и со всеми живущими в нем предаде в руцъ наши и Магометову прелесть прогна и водрузил животворящий крест в раггустънной мерзости Казаньской». [ПСРЛ, т. ХШ, стр. 225.]

Еще яснее оценивает личный подвиг Ивана IV в ответной речи митрополит Макарий: «Ты, царю, царскы добры подвизался против сопостат своих... поддался еси данный ти талант умножить, а разъхищенное стадо паствы твоея освободить от работы. И видов Владыка неотложную твою веру и чистоту, и любовь нелицемерную, и разрушение благоразсудпое, и храбрость, и мужество и целомудрие,— не усумнился если пострадали до крове, паче реку, предал еси душю свою и тьло За святую чистую нашю и пречестнъйшую въру христианскую и за святыя церкви и ла порученную тебе паству православных христиан, За пролитиа их крови и в план расхищенных и всяческими от них Видами томимы и многообразными страстями оскверненных,— по твоей вере и великим неизреченным трудом и дарова тебь Бог милосердие свое: град и царство Казаньское предаде в руць твои». [ПСРЛ, т. ХШ, стр. 226.]

И затем обращается к историческим аналогиям — подвигу Владимира Ярославича, «просветившего Русскую землю», Дмитрия Донского, «победившего варвары», и Александра Невского, «победившего латын» (все три названных князя изображены на иконе).

Почти буквальное совпадение оценок царского подвига, наличие тех же исторических аналогий, перечисление тех же князей в письменных источниках указывают на непосредственную связь между литературными памятниками, появившимися после казанской победы, и иконой «Благословенно воинство», что заставляет еще рая поставить вопрос о ее датировке.

Эмоциональный строй иконы позволяет ее связывать непосредственно с моментом празднования победы над Казанью и торжественным въездом Ивана IV в Москву. Апофеоз воинской славы, право на бессмертие и пребывание в «горнем Иерусалиме» всего русского воинства, понесшего «труды и скорби» в защиту земли Русской, сочетается с непосредственным прославлением личной доблести Ивана IV. 06 ртом свидетельствует первенствующее место его изображения в картине, увенчание его венцом славы, обращение к нему архангела Михаила, по отношению к которому он в иконе «ближайший». Эти две темы — небесное воинство, состоящее ив князей-прародителей и святых воинов; «подвизавшихся» за Землю Русскую, шествующее к «обетованному граду», и апофеоз воинской славы Ивана IV, «сподобльшегося ввоиниться» в число «воинства отца небесного»,— теснейшим образом переплетаются, превращаясь в единое «тайнодействие», каким представлено шествие русских воинов по пути к бессмертию.



Читайте далее: Росписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословия

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → «Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика