Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»

В 1551 г. Иван IV обращается к украшению Успенского собора. [Никоновская летопись под 1551 годом.— ПСРЛ, т. ХШ, стр. 161. ]

Золотит обгоревший во время пожара купол, а 1 сентября того же 1551 г. в соборе устанавливается «мономаший трон», известный под названием «царского места».

[Дата найдена И. Е. Забелиным в рукописном сборнике XVI в. ив собр. М. П. Погодина (ГПБ, древлехранилище, J4 1567). И. Е. Забелин опубликовал отрывок рукописи, содержащий, по-видимому, текст надписи на створках и медальонах царского места. Помимо рассказа о венчании Владимира Мономаха бармами, присланными византийских императором, в рукописи указывается, что «царское место, еже есть престол, устроен бысть в лето 7060 (1551) месяца Сентеврия в 1 день в пятое лето державы царства и государства его (т. е. Ивана IV)»
(И. Е. 3абелин. Решение вопроса о царском месте или так называемом мономаховом троне, в Успенском соборе.— «Москвитянин», 1850, М 11, стр. 53 — 56. Подробнее см. В. Н. Щепкин. Трон, или царское место, Грозного в московском Успенском соборе.— «Отчет имп. Российского Исторического музея... в Москве за 1907 год». М., 1908, стр. 67—80 с илл.).]

Очевидно, спустя некоторое время (после взятия Казани) перед «царским местом» устанавливается икона «Церковь воинствующая», именовавшаяся в то время «Благословенно воинство небесного царя». (теперь — в ГТГ, табл. 34 — 40).

[Под таким названием икона значится в росписи Успенского собора начала ХVII в.:«Да у царского ж места обрав „Благословенно воинство небесного царя" на золоте в киоте» (РИБ, т. III. СПб., 1876, стр. 311). См. также: В. И. Антонова и Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи, т. П. М., 1963, стр. 128 — 134 (далее: «Каталог...»).

Икона «Благословенно воинство небесного царя»
Икона «Благословенно воинство небесного царя»
Митрополит Афанасий (?)
1550-е. Москва
дерево, паволока, левкас; яичная темпера.
144 х 396 см
Государственная Третьяковская галерея

Как указывает В. И. Антонова, это название раскрывается стихирой пятого гласа, обращенной к мученикам: «Благословенно воинство небесного царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпца, но ангельское достояние потщашеся достигнуть, о телесех нерадивше, и страстей ради бесплотных сподобишеся чести...» (Октоих, сиречь осмогласник. М., 1898, стр. 27 об.). См. «Каталог...», т. II, стр. 131. ]

Как уже говорилось выше, на створах царского места в четырех клеймах или кругах содержится повествование о венчании Владимира Мономаха, регалиями, присланными императором, идентичное «Сказанию о князьях владимирских», а в нижней части, вокруг седалища, расположено двенадцать рельефов, иллюстрирующих эти тексты. В рельефах изображен поход Владимира Мономаха на Фракию, присылка к нему послов от византийского императора Константина Мономаха с дарами, состоящими ив царских регалий, а также само венчание Владимира Мономаха присланным венцом и знаками царского достоинства. По венцу или подзору трона вырезан библейский текст, в котором раскрывается весь замысел трона.

[Надпись, вырезанная по венцу или подзору трона, начиналась словами: «Рече господь аp избрах тя царя и взях тя pа десную твою руку...» (И. Забелин. Указ. соч.; см. также надписи на царском месте: И. М. Снегнрев. Памятники московской древности. М., 1841 — 1845, стр. 27 — 28; В. Н. Щепкин. Указ. соч., стр. 68).

В. Н. Щепкин отмечает «особый государственный смысл», который придал Гроаный своему «моленному месту в со6оре». «Идея преемственной царской власти,— пишет он,— принадлежащей московскому государю, сознательно внесена Грозным в это церковное сооружение... Царское место Грозного стало как бы высшим светским завершением той идеи святыни, почета и сана, которая и ранее вносилась в моленные места» (там же, стр. 73).]

Изображения на эти темы возникли, видимо, почти одновременно в рельефах «мономахова» трона, во фресках портала Архангельского собора и в стенописях Золотой палаты. Почти одновременно был проиллюстрирован и летописный рассказ Голицынского тома с тем, чтобы ту же иконографию повторить в Царственной книге для иллюстрации повествования о венчании на царство Ивана IV. Таким образом, все названные произведения связывались как общерусской исторической концепции, так и глубоко личной конкретизацией темы в связи с событиями в жизни Ивана IV.

Идея преемственности единодержавной власти от князей киевских и владимирских сочеталась в этом комплексе царского места и иконы «Благословенно воинство отца небесного» в единую концепцию. Если рельефы царского места призваны были утверждать непосредственную преемственность власти Ивана IV, венчанного бармами Мономаха, от князей киевских и владимирских, а черев Мономаха и от императоров византийских, то икона «Благословенно воинство...» включала самого Ивана IV и его победоносное свойство в число тех доблестных защитников Русской земли, которые были представлены на иконе. Здесь следует вспомнить, что члены «избранной рады», и в первую очередь сам митрополит Макарий, настойчиво развивали идеи борьбы против татар.

Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент
Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент

В литературе не раз отмечалось то внутреннее единство, которое прослеживается не только в литературных приемах и общей направленности, но даже в исторических и ветхозаветных примерах, которые объединяют два таких памятника, как Послание на Угру Вассиана Рыло и Послание митрополита Макария под Свияжск. Точно так же, как и Вассиан, митрополит Макарий указывает на ответственность государя «за люди своя» и их безопасность перед лицом неприятеля,— в данном случае в борьбе с татарами. В послании Вассиана так же, как и в послании Макария, содержатся идеи «богоизбранности русского народа» и «богоустановленности власти», преемственности ее от прародителей и, наконец, многочисленные примеры героической борьбы предков Ивана IV, которые, «не пожале живота своего избавления ради крестьянского», мужественно отстаивали рубежи своей земли. Следует вспомнить и концовку послания Вассиана, обращающегося к великому князю: «Убойся и ты, о пастырю! ... И где убо хочешь избежати или воцаритися, погубив врученное тебе от бога стадо!»

[ПСРЛ, т. ХП, стр. 205 — 206. Подробнее см. в статье: И. М. Кудрявцев. «Послание на Угру» Вассиана Рыло.— ТОДРЛ, т. VIII. М.— Л., 1951, стр. 158 — 186; см. также: И. И. Полосин. Монастырские «объезды» Ивана IV. В кн. «Социально-политическая история России XVI — XVII вв.», М., 1903, стр. 67 и сл. ]

Оба послания исполнены увещеваний, обращенных в первом случае к Ивану Ш, во втором — к Ивану IV, не пренебречь обязанностями государя перед своим народом в исполнении воинского подвига.

Однако войны Ивана IV не имели собственно оборонительного характера. Тем важнее было доказать их необходимость и их предначертанность в плане дальнейших исторических судеб Русской земли. Покоряя Казанское, а потом Астраханское царство, позднее борясь да выход к Балтийскому морю, Иван IV «обеспечивал» и впредь неприкосновенность Русской земли от тех постоянных врагов, которые непрерывно чинили бедствия русскому населению. Именно поэтому литературные памятники эпохи, вобравшие письменные источники предшествующей поры, последовательно показывают историю татарских набегов, с особой эмоциональной силой живописуя те бедствия, которые монгольские набеги, а в более отдаленном прошлом долговременное иго, приносили русскому населению: «Толиким тьмам народа погибшим и церквам божьим разоренным и оскверненным». Эта тема становится одной ив основных в Лицевом летописном своде, где прославляются князья-прародители, «положившие душу» «за люди своя» в борьбе с татарами.

Те же литературные памятники несут в себе представление о войнах Грозного как войнах в Защиту веры и ее чистоты, освобождающих русских людей, томящихся в плену «у неверных». В этой связи с особенной тенденциозностью прославляются князья-мученики, погибшие в Орде, а также воины, отличившиеся особыми подвигами в битвах с татарами. Наконец, не менее последовательно проводится идея помощи Русской земле от предков — святых воинов, в числе которых вспоминаются прежде всего Борис и Глеб и Александр Невский. Недаром подвиги последнего получают столь обстоятельное освещение в Лицевом летописном своде. Все это позволяет проникнуть в сущность образного строя названных памятников и прочитать их в прямой связи.



Читайте далее: «Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → «Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика