Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  Сюжеты События Путешествия Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Икона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»

Представляется наиболее характерной датированная 1542 г. и содержащая сведения о весьма примечательном заказчике икона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове» и ее несколько реплик. [Икона «Боголюбская на Соловецком острове», как и ее реплики, описана и опубликована Н. А. Маясовой. См: Н. А. Маясова. «Боголюбская на Соловецком острове». Публикация одного памятника. Л.– М., 1970.]


Икона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»


На иконе представлена Богоматерь в типе Боголюбской с припадающими к ее стопам основателями Соловецкой обители и подвижниками этого монастыря. Данное крупным планом на фоне причудливого пейзажа острова изображение Богоматери «с предстоящими» окружено рядом клейм, в которых излагается история создания Соловецкой обители и подвиги ее основателей. Особенность иконы не только во вкладной надписи [Во вкладной надписи указано, что икона написана в 1542 г. по заказу игумена Соловецкой обители Филиппа Колычева, бывшего сверстника и друга юности Ивана IV и будущего митрополита московского.] и молитве, окружающей фигуру Богоматери, не только в некоторой дробности эпизодов жития Зосимы и Савватия (последнее клеймо дает возможность определить, к какой из редакций жития восходит состав клейм) да особой форме прославления преподобных, молитвенно обращающихся к исконной покровительнице русской государственности – Богоматери. Примечательны три клейма, вынесенные за основной квадрат житийного цикла, окружающего средник. Н. А. Маясова высказывает предположение, что среднее клеймо с «Притчей о сладости мира сего» должно было объяснить Ивану IV причины внезапного оставления мира и принятия Колычевым (заказчиком иконы) монашества в далекой обители. По бокам находятся две сцены искушений монахов – искушение пустыножителей и искушение во храм входящих.

Было ли среднее изображение задумано в сугубо личном плане, действительно ли таким путем Колычев объяснял свой внезапный уход от двора молодого и блестящего единодержавна,– сказать трудно. Многочисленные примеры сложных переплетений автобиографических мотивов, острополемических выступлений с отвлеченными дидактическими мотивами во многих произведениях грозненской поры позволяют думать, что не исключена возможность такого «ответа в притче». Но не только в этом суть.

В «Боголюбской на Соловецком острове» возникают три аспекта повествования: рассказ об основании, строительстве Соловецкой обители и подвигах основателей, моральное обоснование монашества и подвижнического жития и, наконец,– прославление подвигоположников в их предстоянии Богоматери. Соответственно этому возникает сложное (едва ли не тройственное) переплетение временных категорий. Не только жанровая многосоставность образа, но и временная многоплановость представляются особенно значительными для понимания качественных перемен в искусстве середины и второй половины XVI в.

Тенденция к сложным построениям, рассчитанным на длительное и постепенное «прочитывание», заставляет мастера в конкретное историческое время повествования о строительстве соловецкой обители и подвигах ее основателей ввести вневременные моменты – их посмертное прославление, совершаемые ими «чудеса». Апофеозом вневременных деяний явился средник, призванный внести ощущение вечности предстояния прославленных подвижников «заступнице обители» – Богоматери. Третий пласт опять-таки вневременных, но отличных от категории «вечности», представлений заключен в клеймах, иллюстрирующих «Повесть о сладости мира» и два рассказа об «искушениях».

С точки Зрения жанровой дифференциации клейма житийной рамы «Боголюбской на Соловецком острове» особенно интересны обособлением образа природы в качестве основного компонента художественного целого (см. клейма со сценами плавания).




Читайте далее: Иконы-трактаты

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Икона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?

Купить икону
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа
Секреты реставрации

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2021.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика