Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Лицевой летописный свод как энциклопедия ХVI века

Многообразие влившихся в Свод источников, как и сложность отражающихся в нем политических тенденций и даже литературных вкусов и традиций со всей основательностью заставляли исследователей рассматривать Свод как своего рода «энциклопедию ХVI в.» Более того, изобразительных материал в сочетании с этим разнохарактерным текстом дает право анализировать Свод как один из важнейших памятников, в котором переплелись самые архаические тенденции с самыми новыми находками. В нем отравился тот сложный процесс рождения элементов искусства нового времени внутри, казалось бы, наиболее традиционных и веками сложившихся форм. Вместе с тем Лицевой свод явился дальнейшим развитием тех идей и тех тенденций. которые нашли свое выражение в общем замысле восстановительных работ после пожара 1547 г. Чуть ли не каждая тема, едва намеченная, едва названная в циклах станковых или монументальных произведений, получила обстоятельное изложение, а порой явилась предметом полемики на страницах грандиозной летописи.

Главенствующие идеи Свода обнаруживают его органическую связь со всем комплексом произведений изобразительного искусства, созданных в процессе восстановительных работ после пожара 1547 г. Идея «избранности» Московского государства, являющегося предметом «божественного домостроительства», прослеживается на протяжении всего текста летописи от ветхозаветной истории, через историю вавилонского и персидского царств, монархию Александра Македонского, Римскую империю и Византию до Руси Киевской, Владимиро-Суздальской земли, а затем Москвы — «Третьего Рима». [А. Е. Пресняков. Летописное дело в XIV — XVI вв.— «История русской литературы до XIX», т. 1. М., 1916.] Поэтому у составителей Свода пользовалась особенным вниманием хронографическая часть рукописи, которая призвана была связать историю Московского государства с всемирной историей. Именно первый том оказался одним из самых лучших по качеству выполнения миниатюр, и вместе с тем эти миниатюры по своим сюжетам обнаружили непосредственную близость с росписью Золотой палаты. Это касается особенно текстов, аргументирующих идею «божественности» единодержавной власти московского государя ссылками, с одной стороны, на примеры ветхоЗаветных царей и судей, с другой — на авторитет римских и византийских императоров, преемственность царского достоинства от которых утверждали и летопись, и цикл стенописей Золотой палаты.


Пример иллюстрации Лицевого летописного свода


Доказывая извечность единодержавной власти на Руси и преемственность этой власти от князей киевских, а потом владимирских, составляющих единую династию «богоутвержденных скипетродержателей», составители и редакторы Свода стремились показать исконность национального, религиозного, а главное, государственного единства Русской земли. [С. Б. Бахрушин. Научные труды, т. II. М., 1954, стр. 256, 321.]

Таким образом, основой всего Летописного свода явилась строгая генеалогическая канва, позволявшая увидеть сложные междукняжеские отношения, в основе своей определявшие единство и непрерывность правящей династии. Здесь непосредственно всплывает аналогия уже не только с росписями Золотой палаты и со всей системой монументального убранства Архангельского собора, но и с такими литературными произведениями середины XVI в., как Государев родословец и Степенная книга.

Особое значение придавалось в момент венчания на царство Ивана IV «Сказанью о князьях владимирских», чье содержание отразилось не только в самом чине венчания, в росписях портала Архангельского собора, рельефах мономахова трона, росписях Золотой палаты, но и в миниатюрах Лицевого свода. Летописание «лет старых» открывается рассказом о начале княжения Владимира Мономаха в Киеве, о его походе на Фракию Царьградскую, о присылке византийским императором царских регалий и о венчании Мономаха Кир Неофитом на великое княжение русское царским венцом. Этот рассказ сопровождается миниатюрами, из которых две изображают самый акт венчания. Сравнение описания венчания Владимира Мономаха и текста «Сказания» в двух его редакциях обнаруживают безусловную близость с чином венчания Ивана IV на царство. [Р. П. Дмитриева. Сказание о князьях владимирских. М.— Л., 1955; О. И. Подобедова. К вопросу о составе и происхождении Лицевого летописного свода второй половины ХЛ столетия.— «Проблемы источниковедения», т. IX. М., 1961, стр. 302 — 303. Помимо названных памятников, расскав о получении венца Владимиром Мономахом вошел в «Степенную книгу» (ПСРЛ, т. 21, первая половина, стр. 188) и Великие Четьи Минеи (сентябрь. СПб., 1869, стлб. 1308 — 1336), а также использовался в ряде дипломатических документов в качестве обоснования царского титула Ивана IV. Есть еще мелкая деталь, подтверждающая единство замысла изобразительное стороны свода и то значение, которое придавалось венчанию Владимира Мономаха: миниатюры, иллюстрирующие рассказ о венчании Владимира Мономаха в Голицынском томе, и изображение венчания на царство Ивана IV в Царственной книге сделаны одной рукой.]




Читайте далее: Воинские сюжеты в Лицевом своде

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Лицевой летописный свод как энциклопедия ХVI века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)   +7 (906) 725-70-98 (каталог)

© Иконовед.рф. 2015-2020.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?

Купить икону
Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта