Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г.Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Четырехчастная икона. Чтение содержания



Уже говорилось, что композиционный замысел «Четырехчастной» очень сложен: содержание читается последовательно, начиная с левой верхней и кончая правой верхней композицией, кроме того, каждая ее часть связана друг с другом попарно и по диагонали.

Содержание догматической основы, от «Совета предвечного» до совершения искупления и возвращения сына божия к отцу, должно было читаться в таком порядке: первая и вторая левая, затем нижняя правая и затем верхняя правая части иконы. По диагонали читались: верхняя левая и нижняя правая; нижняя левая и верхняя правая. В нижней левой, как мы уже говорили выше, хотя она и нарывалась «Приидите, людие, трисоставному божеству поклонимся», по сути изображалось «Воплощение единородного сына», а в верхней правой по диагонали — «Единородный сын» во славе, или, иными словами,— «Судия предвечный», ибо последнее изображение имеет явно апокалиптический характер.

Таким образом, если в левой верхней помещен начальный акт «божественного домостроительства», то в правой верхней — его свершение. В левой верхней части изображалось рождение предвечного бога слова, его введение отцом во вселенную, существование от века в лоне отчем Христа распятого; там же изображалось то, что требовало искупления: грехопадение Адама, явление смерти в мир (убийство Авеля).

В нижней правой — осуществление искупления: совершение крестной жертвы Христа и воскресение. Смерть, пришедшая в мир (убийство и оплакивание Авеля),— была уничтожена положением во гроб и оплакиванием Христа.. Что живописец имел в виду и такое сопоставление иконных образов, подтверждается тем, что сцена оплакивания Авеля Адамом и Евой точно соответствует размещенному по диагонали изображению положения во гроб и оплакиванию Христа.

Правая нижняя часть в вполне доступных для восприятия образах иллюстрирует один ид кондаков пасхального канона: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси со отцем и духом вся исполняя неописанный». Положение во гроб дано в традиционной композиции. На фоне креста и иерусалимских стен, от которых группу оплакивающих отделяет гряда лещадок, склонились Иоанн; Никодим и Иосиф, снявшие со креста тело. Иисуса и только что опустившие его в каменный саркофаг.

В изголовии гроба сидит Богоматерь, принявшая на свои колени голову Христа и приникшая к ней щекой. Тут же в головах у гроба три жены мироносицы, своими жестами выражающие раЗную степень печали. На первом плане у гроба лежат пелены. По обе стороны креста парят ангелы (символы ветхозаветной и новозаветной церквей) . Позади креста шла строка надписи, ныне утраченной. Сохранились надписи над действующими лицами: «Иосиф», «Никодим», «жены мироносицы». Кроме того,. остались следы букв на лещадках и внизу у ног Богоматери.

Немного правее — композиция «Сошествие во ад», в которой традиционны фигуры праотцев и пророков. Так иллюстрируются слова: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко бог». Регистром выше — рай, от дверей которого отлетел заграждавший их раньше огненный серафим («Не к тому серафим хранит врат едемских»). В раю Христос и разбойник благоразумный с крестом в руках. В верхней части композиции — «Новозаветная Троица»: Христос, сидящий одесную отца и дух святой в виде голубя. что одно из самых ранних изображений «Новозаветной Троицы». [Ср. Л. С. Ретковская. О появлении и развитии композиций «Отечество» в русском искусстве XIV — XVI веков.— «Древнерусское искусство ХЧ — начала XVI века». М., 1963, стр. 256, 257. См. также В. Н. Лазарев. О6 одной новгородской иконе и ереси антитринитариев.— В кн. В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970, стр. 219 — 291, особенно стр. 286, илл.] Такая развитая схема встретится лишь в 90-е годы этого же столетия среди миниатюр «Жития Сергия Радонежского» (ГБЛ. М., 8663).

Принято считать, что правая верхняя часть подсказана песнопением из литургии Златоуста: «Единородный сыне и слове божий бессмертен сын». Однако, если художник, написавший праздник в среднем регистре левой нижней части, точно следовал текстам праздничных тропарей или кондаков на «Благовещение», «Рождество Христово» или «Крещение», иллюстрируя каждую подробность, и не отступал от общепринятой иконографии, то здесь, художник счел возможным остановиться только на нескольких образах, которые он считал философской и догматической основой не только данного песнопения, но и всей той части христианского вероучения, наглядному изложению которой посвящалась «Четырехчастная» икона.




Читайте далее: Четырехчастная икона. Религия и идеология

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Четырехчастная икона. Чтение содержания  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва