История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | «Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»В 1551 г. Иван IV обращается к украшению Успенского собора. [Никоновская летопись под 1551 годом.— ПСРЛ, т. ХШ, стр. 161. ] Золотит обгоревший во время пожара купол, а 1 сентября того же 1551 г. в соборе устанавливается «мономаший трон», известный под названием «царского места». [Дата найдена И. Е. Забелиным в рукописном сборнике XVI в. ив собр. М. П. Погодина (ГПБ, древлехранилище, J4 1567). И. Е. Забелин опубликовал отрывок рукописи, содержащий, по-видимому, текст надписи на створках и медальонах царского места. Помимо рассказа о венчании Владимира Мономаха бармами, присланными византийских императором, в рукописи указывается, что «царское место, еже есть престол, устроен бысть в лето 7060 (1551) месяца Сентеврия в 1 день в пятое лето державы царства и государства его (т. е. Ивана IV)» Очевидно, спустя некоторое время (после взятия Казани) перед «царским местом» устанавливается икона «Церковь воинствующая», именовавшаяся в то время «Благословенно воинство небесного царя». (теперь — в ГТГ, табл. 34 — 40). [Под таким названием икона значится в росписи Успенского собора начала ХVII в.:«Да у царского ж места обрав „Благословенно воинство небесного царя" на золоте в киоте» (РИБ, т. III. СПб., 1876, стр. 311). См. также: В. И. Антонова и Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи, т. П. М., 1963, стр. 128 — 134 (далее: «Каталог...»).
Как указывает В. И. Антонова, это название раскрывается стихирой пятого гласа, обращенной к мученикам: «Благословенно воинство небесного царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпца, но ангельское достояние потщашеся достигнуть, о телесех нерадивше, и страстей ради бесплотных сподобишеся чести...» (Октоих, сиречь осмогласник. М., 1898, стр. 27 об.). См. «Каталог...», т. II, стр. 131. ] Как уже говорилось выше, на створах царского места в четырех клеймах или кругах содержится повествование о венчании Владимира Мономаха, регалиями, присланными императором, идентичное «Сказанию о князьях владимирских», а в нижней части, вокруг седалища, расположено двенадцать рельефов, иллюстрирующих эти тексты. В рельефах изображен поход Владимира Мономаха на Фракию, присылка к нему послов от византийского императора Константина Мономаха с дарами, состоящими ив царских регалий, а также само венчание Владимира Мономаха присланным венцом и знаками царского достоинства. По венцу или подзору трона вырезан библейский текст, в котором раскрывается весь замысел трона. [Надпись, вырезанная по венцу или подзору трона, начиналась словами: «Рече господь аp избрах тя царя и взях тя pа десную твою руку...» (И. Забелин. Указ. соч.; см. также надписи на царском месте: И. М. Снегнрев. Памятники московской древности. М., 1841 — 1845, стр. 27 — 28; В. Н. Щепкин. Указ. соч., стр. 68). В. Н. Щепкин отмечает «особый государственный смысл», который придал Гроаный своему «моленному месту в со6оре». «Идея преемственной царской власти,— пишет он,— принадлежащей московскому государю, сознательно внесена Грозным в это церковное сооружение... Царское место Грозного стало как бы высшим светским завершением той идеи святыни, почета и сана, которая и ранее вносилась в моленные места» (там же, стр. 73).] Изображения на эти темы возникли, видимо, почти одновременно в рельефах «мономахова» трона, во фресках портала Архангельского собора и в стенописях Золотой палаты. Почти одновременно был проиллюстрирован и летописный рассказ Голицынского тома с тем, чтобы ту же иконографию повторить в Царственной книге для иллюстрации повествования о венчании на царство Ивана IV. Таким образом, все названные произведения связывались как общерусской исторической концепции, так и глубоко личной конкретизацией темы в связи с событиями в жизни Ивана IV. Идея преемственности единодержавной власти от князей киевских и владимирских сочеталась в этом комплексе царского места и иконы «Благословенно воинство отца небесного» в единую концепцию. Если рельефы царского места призваны были утверждать непосредственную преемственность власти Ивана IV, венчанного бармами Мономаха, от князей киевских и владимирских, а черев Мономаха и от императоров византийских, то икона «Благословенно воинство...» включала самого Ивана IV и его победоносное свойство в число тех доблестных защитников Русской земли, которые были представлены на иконе. Здесь следует вспомнить, что члены «избранной рады», и в первую очередь сам митрополит Макарий, настойчиво развивали идеи борьбы против татар.
В литературе не раз отмечалось то внутреннее единство, которое прослеживается не только в литературных приемах и общей направленности, но даже в исторических и ветхозаветных примерах, которые объединяют два таких памятника, как Послание на Угру Вассиана Рыло и Послание митрополита Макария под Свияжск. Точно так же, как и Вассиан, митрополит Макарий указывает на ответственность государя «за люди своя» и их безопасность перед лицом неприятеля,— в данном случае в борьбе с татарами. В послании Вассиана так же, как и в послании Макария, содержатся идеи «богоизбранности русского народа» и «богоустановленности власти», преемственности ее от прародителей и, наконец, многочисленные примеры героической борьбы предков Ивана IV, которые, «не пожале живота своего избавления ради крестьянского», мужественно отстаивали рубежи своей земли. Следует вспомнить и концовку послания Вассиана, обращающегося к великому князю: «Убойся и ты, о пастырю! ... И где убо хочешь избежати или воцаритися, погубив врученное тебе от бога стадо!» [ПСРЛ, т. ХП, стр. 205 — 206. Подробнее см. в статье: И. М. Кудрявцев. «Послание на Угру» Вассиана Рыло.— ТОДРЛ, т. VIII. М.— Л., 1951, стр. 158 — 186; см. также: И. И. Полосин. Монастырские «объезды» Ивана IV. В кн. «Социально-политическая история России XVI — XVII вв.», М., 1903, стр. 67 и сл. ] Оба послания исполнены увещеваний, обращенных в первом случае к Ивану Ш, во втором — к Ивану IV, не пренебречь обязанностями государя перед своим народом в исполнении воинского подвига. Однако войны Ивана IV не имели собственно оборонительного характера. Тем важнее было доказать их необходимость и их предначертанность в плане дальнейших исторических судеб Русской земли. Покоряя Казанское, а потом Астраханское царство, позднее борясь да выход к Балтийскому морю, Иван IV «обеспечивал» и впредь неприкосновенность Русской земли от тех постоянных врагов, которые непрерывно чинили бедствия русскому населению. Именно поэтому литературные памятники эпохи, вобравшие письменные источники предшествующей поры, последовательно показывают историю татарских набегов, с особой эмоциональной силой живописуя те бедствия, которые монгольские набеги, а в более отдаленном прошлом долговременное иго, приносили русскому населению: «Толиким тьмам народа погибшим и церквам божьим разоренным и оскверненным». Эта тема становится одной ив основных в Лицевом летописном своде, где прославляются князья-прародители, «положившие душу» «за люди своя» в борьбе с татарами. Те же литературные памятники несут в себе представление о войнах Грозного как войнах в Защиту веры и ее чистоты, освобождающих русских людей, томящихся в плену «у неверных». В этой связи с особенной тенденциозностью прославляются князья-мученики, погибшие в Орде, а также воины, отличившиеся особыми подвигами в битвах с татарами. Наконец, не менее последовательно проводится идея помощи Русской земле от предков — святых воинов, в числе которых вспоминаются прежде всего Борис и Глеб и Александр Невский. Недаром подвиги последнего получают столь обстоятельное освещение в Лицевом летописном своде. Все это позволяет проникнуть в сущность образного строя названных памятников и прочитать их в прямой связи. Читайте далее: «Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |