История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | «Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц
Сегодня можно, пожалуй, сказать, что и символика и сам состав ее действующих лиц получили исчерпывающее истолкование.
К публикации и расшифровке иконы «Благословенно воинство» обращалось немало исследователей.
[П. П. Муратов. Два открытия.— «София», 1914, № 2, стр. 11 — 17, десять таблиц; Как известно, на иконе изображено множество воинов, направляющихся к прекрасному граду, Заключенному в радужном круге, в котором можно видеть «небесный Иерусалим», оставляя позади себя некий покинутый людьми и объятый пламенем град. Воины шествуют тремя~ почти параллельно расположенными рядами. В центральной группе, окруженной тесным кольцом пеших воинов со щитами, мерно движется восседающий на великолепном коне, одетый в царское одеяние и с крестом в руке Владимир Мономах. В верхней части оживленно движутся конные воины, часть из которых имеет нимбы, и, наконец, на самом переднем плане медленным шагом направляется плотная вереница конников, вооруженных копьями, держащих щиты с геральдическими эмблемами. Все они в нимбах. Являя крепкую Защиту и основу воинского могущества Русской Земли, они состоят из прославленных князей и святых воинов, издавна почитавшихся образом мужества и идеалом воина на Руси.
Особенно оживленной поры всадников всех трех рядов в правой части иконы, ближе к горящему зданию, расположенному в круге. Точно так же и в средней части позади войска Владимира Мономаха представлены скачущие воины, часть ив которых оборачивается к горящему граду. Все показывает их заинтересованность, их непосредственную связь с судьбами побежденного города, который принято рассматривать как только что покоренную Казань. В среднем ряду воинов впереди войска Владимира Мономаха особое внимание привлекает фигура конного юного воина. Он в латах, за его плечами развевается алый плащ. Он полон боевого задора, юн и отважен. Он оборачивается на все множество следующих да ним воинов и их предводителей, как бы возглавляя их и предлагая устремиться за собой. Над ним ангелы несут венец славы. Именно его приглашает следовать за собой архангел Михаил, изображенный на коне, в латах, в сильном движении. Крылатый конь в неистовом скачке стремится вперед, к тому божественному граду, на фоне которого изображена Богоматерь с младенцем и от которого навстречу воинству стремятся многочисленные ангелы, несущие венцы славы. Бурное движение этих двух всадников, ритм расстановки фигур (своего рода «цезура», отделяющая легкий, исполненный движения силуэт молодого полководца и от предшествующего всадника, и от мерно двигающихся полков «небесного воинства»), а так же интенсивный цветовой акцент (алый плащ, вьющийся 3а плечами) — все вместе взятое делает смысловым центром фигуру юного всадника. В этом юном воине, следующем яа архангелом Михаилом, современники видели Ивана IV — победителя Казани. Это его воинский подвиг в порядке прямой преемственности унаследован вместе с царским достоинством от Владимира Мономаха и от многочисленных князей-воинов, среди которых можно видеть и Дмитрия Донского, и Александра Невского, и Михаила Черниговского, Федора, Давида и Константина ярославских, героя Куликовской битвы боярина Бренка, а также святых воинов Бориса и Глеба, Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата, чья «помощь обеспечила победу» и чье «участие» неотделимо от всех подвигов русского воинства, борющегося ва чистоту веры и незыблемость исконных русских земель, какими современники рассматривали и Казанское и Астраханское царство, а позднее и западные Земли, освобождавшиеся в процессе Ливонской войны. Примечательно, что всех этих святых воинов, как и «доблестных прародителей», упоминает в своем послании под Казань Макарий. В числе прародителей там фигурирует и «Владимир киевский и всея Руси и сынове его и внуки и правнуки и все российские цари». Их подвиг вспоминает Макарий в качестве вдохновляющего примера: «Веси храбрость прародителей своих,— обращается он к Ивану IV,— богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго великого князя Александра Невского и прочих сродников своих, каковы победы над погаными сотворила и прославлени от бога была». [ПСРЛ, т. ХШ, стр. 203.] Он называет среди помощников и небесных представителей Бориса и Глеба, и святых воинов Георгия, Андрея, Дмитрия и Федора Стратилата, т. е. всех тех, которые и изображены на иконе «Благословенно воинство».
Среди нимбированных воинов в верхнем и.нижнем регистре можно найти Всеволода-Гавриила псковского, Михаила Ярославича тверского, Игоря Ольговича черниговского, Довмонта псковского, Владимира Ярославича и Мстислава Ростиславича новгородских, которые лишь недавно, на соборах 3547, 1549 гг., были канонизированы русской церковью. Помимо непрерывной цепи «прародителей», полагавших жизнь свою за «чистоту веры» и Землю Русскую, которые призваны в иконе «Благословенно воинство» показать особую значительность и предустановленность подвига Ивана IV, об особой роли Московского царства в судьбах христианского мира свидетельствует и символика отдельных деталей иконы. Так, например, водоем слева исследователи склонны рассматривать, как «ясли Христовы» в Римском царстве, иссякший источник — как навоеванную турками Византию (т. е. утративший свое значение «Второй Рим»), и меньший по размеру бассейн с текущей через него рекой — как преемник двух первых, «Третий Рим», Москву. [К, E. Голубински й. История русcкой церкви, т. 2, первая половина. М., 1900, стр. 765; «Каталог...», т. II, стр. 133.] Таким образом, если теснейшая связь власти Грозного с его «скиптродержавными предками» раскрывается в рельефах царского места, то в иконе «Благословенно воинство» получает дальнейшее свое истолкование смысл его особой миссии на Земле. Иван IV вводится непосредственно в круг своих сподвижников, чью власть он «принял от Владимира Мономаха» (последний изображен и в рельефах и в центре иконы) и утвердил ее своим воинским подвигом, продолжившим подвиги великих князей русских, уже удостоенных непреходящей славы. Читайте далее: «Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |