Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц

Сегодня можно, пожалуй, сказать, что и символика и сам состав ее действующих лиц получили исчерпывающее истолкование. К публикации и расшифровке иконы «Благословенно воинство» обращалось немало исследователей. [П. П. Муратов. Два открытия.— «София», 1914, № 2, стр. 11 — 17, десять таблиц;
А. Грищенко. Русская икона как искусство живописи.— «Вопросы живописи», вып. 3, М., 1917, стр. 121;
«Первая выставка Национального музейного фонда». М., 1918;
А. Е. Песняков. Эпоха Грозного в общем историческом освещении.— «Анналы», журнал всеобщей истории, издаваемый Российской Академией наук, № 2, Пб., 1923, стр. 197;
P. Мurаtоv. La picture russa antica. Вота — Praha, 1925, стр. 128, рис. 52, 53, 54 (детали);
Р. Моurаtоw. Les icones russes. Paris, 1927, стр. 222, рис. 48, 49 (детали);
М. К. Каргер. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая».— В кн.: «Отделение русского языка и словесности АН». Л., 1928, стр. 466-469;
D. Arialov. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfurstentums Moskau. Berlin — Leipzig, 1933, стр. 104, табл. 57а, 57б;
А. И. Некрасов. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, стр. 294 — 295, рис. 204;
«Русская историческая живопись». Выставка 1939 г. Каталог. М., 1939, стр. 50, № 2;
А. А. Федоров-Давыдов. Из истории древнерусского искусства.— «Искусство», 1940, № 5, стр. 85;
Н. Е. Мнева. Монументальная и станковая живопись вто рой половины XVI века. М., 1945. Фонд диссертаций МГУ, стр. 28 — 31;
«История Москвы», т. I. М., 1952, стр. 272, табл. между стр. 276 — 277;
В. В. Садовень. Русские художники баталисты XVIII — Х1Х веков. М., 1955, стр. 10 — 12; «История русского искусства», т. Ш. М., Ивд-во АН СССР, 1955, стр. 572 — 578, рис. стр. 568, 569, 571 (детали);
М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, т. 3, М.— Л., 1955, стр. 273;
«История русского искусства», т. 1. М., «Искусство», 1957, стр. 118, табл. 63а (деталь);
«Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи». Альбом. М., 1958, табл. 56;
Д. С. Лихач е в. Человек в литературе древней Руси. М.— Л., 1958, табл. между стр. 112 — 113;
см. также: «Каталог...», т. II, стр. 128 — 134.]

Как известно, на иконе изображено множество воинов, направляющихся к прекрасному граду, Заключенному в радужном круге, в котором можно видеть «небесный Иерусалим», оставляя позади себя некий покинутый людьми и объятый пламенем град. Воины шествуют тремя~ почти параллельно расположенными рядами. В центральной группе, окруженной тесным кольцом пеших воинов со щитами, мерно движется восседающий на великолепном коне, одетый в царское одеяние и с крестом в руке Владимир Мономах. В верхней части оживленно движутся конные воины, часть из которых имеет нимбы, и, наконец, на самом переднем плане медленным шагом направляется плотная вереница конников, вооруженных копьями, держащих щиты с геральдическими эмблемами. Все они в нимбах. Являя крепкую Защиту и основу воинского могущества Русской Земли, они состоят из прославленных князей и святых воинов, издавна почитавшихся образом мужества и идеалом воина на Руси.

Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент
Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент

Особенно оживленной поры всадников всех трех рядов в правой части иконы, ближе к горящему зданию, расположенному в круге. Точно так же и в средней части позади войска Владимира Мономаха представлены скачущие воины, часть ив которых оборачивается к горящему граду. Все показывает их заинтересованность, их непосредственную связь с судьбами побежденного города, который принято рассматривать как только что покоренную Казань.

В среднем ряду воинов впереди войска Владимира Мономаха особое внимание привлекает фигура конного юного воина. Он в латах, за его плечами развевается алый плащ. Он полон боевого задора, юн и отважен. Он оборачивается на все множество следующих да ним воинов и их предводителей, как бы возглавляя их и предлагая устремиться за собой. Над ним ангелы несут венец славы. Именно его приглашает следовать за собой архангел Михаил, изображенный на коне, в латах, в сильном движении. Крылатый конь в неистовом скачке стремится вперед, к тому божественному граду, на фоне которого изображена Богоматерь с младенцем и от которого навстречу воинству стремятся многочисленные ангелы, несущие венцы славы. Бурное движение этих двух всадников, ритм расстановки фигур (своего рода «цезура», отделяющая легкий, исполненный движения силуэт молодого полководца и от предшествующего всадника, и от мерно двигающихся полков «небесного воинства»), а так же интенсивный цветовой акцент (алый плащ, вьющийся 3а плечами) — все вместе взятое делает смысловым центром фигуру юного всадника. В этом юном воине, следующем яа архангелом Михаилом, современники видели Ивана IV — победителя Казани. Это его воинский подвиг в порядке прямой преемственности унаследован вместе с царским достоинством от Владимира Мономаха и от многочисленных князей-воинов, среди которых можно видеть и Дмитрия Донского, и Александра Невского, и Михаила Черниговского, Федора, Давида и Константина ярославских, героя Куликовской битвы боярина Бренка, а также святых воинов Бориса и Глеба, Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата, чья «помощь обеспечила победу» и чье «участие» неотделимо от всех подвигов русского воинства, борющегося ва чистоту веры и незыблемость исконных русских земель, какими современники рассматривали и Казанское и Астраханское царство, а позднее и западные Земли, освобождавшиеся в процессе Ливонской войны.

Примечательно, что всех этих святых воинов, как и «доблестных прародителей», упоминает в своем послании под Казань Макарий. В числе прародителей там фигурирует и «Владимир киевский и всея Руси и сынове его и внуки и правнуки и все российские цари». Их подвиг вспоминает Макарий в качестве вдохновляющего примера: «Веси храбрость прародителей своих,— обращается он к Ивану IV,— богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго великого князя Александра Невского и прочих сродников своих, каковы победы над погаными сотворила и прославлени от бога была». [ПСРЛ, т. ХШ, стр. 203.]

Он называет среди помощников и небесных представителей Бориса и Глеба, и святых воинов Георгия, Андрея, Дмитрия и Федора Стратилата, т. е. всех тех, которые и изображены на иконе «Благословенно воинство».

Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент
Икона «Благословенно воинство небесного царя». Фрагмент

Среди нимбированных воинов в верхнем и.нижнем регистре можно найти Всеволода-Гавриила псковского, Михаила Ярославича тверского, Игоря Ольговича черниговского, Довмонта псковского, Владимира Ярославича и Мстислава Ростиславича новгородских, которые лишь недавно, на соборах 3547, 1549 гг., были канонизированы русской церковью. Помимо непрерывной цепи «прародителей», полагавших жизнь свою за «чистоту веры» и Землю Русскую, которые призваны в иконе «Благословенно воинство» показать особую значительность и предустановленность подвига Ивана IV, об особой роли Московского царства в судьбах христианского мира свидетельствует и символика отдельных деталей иконы. Так, например, водоем слева исследователи склонны рассматривать, как «ясли Христовы» в Римском царстве, иссякший источник — как навоеванную турками Византию (т. е. утративший свое значение «Второй Рим»), и меньший по размеру бассейн с текущей через него рекой — как преемник двух первых, «Третий Рим», Москву. [К, E. Голубински й. История русcкой церкви, т. 2, первая половина. М., 1900, стр. 765; «Каталог...», т. II, стр. 133.]

Таким образом, если теснейшая связь власти Грозного с его «скиптродержавными предками» раскрывается в рельефах царского места, то в иконе «Благословенно воинство» получает дальнейшее свое истолкование смысл его особой миссии на Земле. Иван IV вводится непосредственно в круг своих сподвижников, чью власть он «принял от Владимира Мономаха» (последний изображен и в рельефах и в центре иконы) и утвердил ее своим воинским подвигом, продолжившим подвиги великих князей русских, уже удостоенных непреходящей славы.



Читайте далее: «Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → «Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика