Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Восстановительные работы

Выгорело внутреннее убранство храмов, пожар не пощадил и царское жилище и казну царскую. Оставлять храмы без святынь было не в обычае Московской Руси. Иван IV прежде всего «разослал по городам по святые и честные иконы, в Великий Новгород, и в Смоленск, и в Дмитров, и Звенигород, и из иных многих городов многие и чудные святые иконы сводили и в Благовещенье поставили на поклонение царево и всем крестьянам». [ААР, т. I. СПб., 1836, стр. 247.]

Вслед за этим начались восстановительные работы. Одним ия активных участников организации восстановительных работ был иерей Сильвестр, сам служивший в Благовещенском соборе,— как известно, один из самых влиятельных деятелей «избранной рады» .

[Для характеристики его роли интересно сопоставить свидетельства трех разнообразных источников. Так, в Царственной книге сообщается под 1553 r. «бысть... Сильвестр у государя в великом жаловании, и в советы в духовном и в думном, и бысть яко всемогий... указываше бо и митрополиту, и владыкам... и бояром и диаком, и приказным людем, и воеводам, и детей боярским и всяким людем; и спроста рещи, всякия дела и власти святительския и цръския правяше, и никтоже смЪяше ничтоже сотворити не по его велению, и всеми владяше объма властями и святителскими и царскими, якоже царь и святитель, точнию имени, и образа, и сьдалища не им ьяше святителского и царьского, но поповское имъяше» (ПСРЛ, т. ХШ, стр. 524).

В своей «Истории о великом князе Московском» Курбский свидетельствует, что «сие мужа два [Адашев и Сильвестр] творят полезное земле онои... главную доброту начинают — утверждают царя, и якого царя? царя юнаго, и во злострастиах и в самовольствии без отца воспитанного... Наказуют опасно благочестию... Оный презвитер [Сильвестр]... отделяет от него всяку нечистоту и скверну... и возбуждает царя к покаянию». И здесь утверждается первенство Сильвестра по сравнению с Макарием даже в попытках влиять на царя: «подвижет на то и присовокупляет себе в помощь архиерея оного великого града» (т. е. Макария, еще в бытность его архиепископом новгородским) (РИБ, т. 31. СПб., 1914, стлб. 170 — 171).

В свою очередь Пискаревский летописец время правления Адашева и Сильвестра характеризует как время, когда «Русская земля была в великой тишине, и во благоденствии, и управе» (Пискаревский летописец, стр. 56—57). ]

О ходе работы Сильвестр подробно повествует в своей «Жалобнице» «освященному собору» 1554 r., откуда можно почерпнуть сведения об организации и исполнителях работ, и об источниках иконографии, и о процессе заказа и «приемки» работ, а также о роли и взаимоотношениях митрополита Макария, Ивана IV и самого Сильвестра в ходе создания новых памятников живописи.

«Жалобница» позволяет судить о количестве приглашенных мастеров, как и о самом факте приглашения мастеров, а главное, о тех художественных центрах, откуда черпались кадры живописцев: «послал государь по иконописцев и в Новгород, и во Псков и в иные городы, иконники съехалися, и царь государь велел им иконы писати, кому что прикаЗано, а иным повелел полаты подписывати и у града над враты святых образы писати». [AAЭ, т. I, стр. 247.]

Таким образом, сразу определяются сферы деятельности живописцев: станковая живопись (иконопись), светское палатное письмо, создание надвратных икон (возможно понимать их как стенопись и как станковую живопись).

В качестве основных художественных центров, откуда съезжаются мастера, Сильвестром называются два города: Новгород и Псков, причем очень интересно, как складываются взаимоотношения мастеров и организаторов заказа.

Все из той же «Жалобницы» Сильвестра, а также и из послания его к сыну Анфиму, можно судить о первенствующей роли Сильвестра в организации руководства самой дружиной, выполнявшей живописные работы после пожара 1547 г. В частности, с новгородскими мастерами у Сильвестра, видимо, давно сложились привычные налаженные взаимоотношения. Он сам определяет, что им заказать, где им взять источники иконографии: «И я, доложа государя царя, велел еси новгородским иконникам написати святую Троицу Живоначялную в деяниях, да и Верую во единого Бога, да Хвалите Господа с небес, да Софию, Премудрость Божию, да Достойно есть, а перевод у Троицы имали иконы, с чего писати, да на Симонове». [ААЭ, т. I, стр. 240. Следует напомнить, что еще В. Н. Щепкин в качестве произведения «макарьевской» школы указывает на «Троицу» в деяниях. В.Н. Щепкин. Новгородская живопись по данным миниатюры, стр. 208.]

Но так поступали в том случае, если сюжеты были традиционны. Гораздо сложнее обстояло дело, когда этих переводов не было.



Читайте далее: Дело государственной важности

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Восстановительные работы  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика