Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Золотая палата. Воинская доблесть и воинский идеал

Мы видели, что в основных произведениях, созданных в интересующее нас время, большое место занимают изображения святых воинов и среди них особенно воинов русских, издавна окруженных особым почитанием. Однако в корне изменилась подоснова образа, отношение к индивидуальным качествам воина в идеологии эпохи Грозного.

Изображения святых воинов, как известно, и для дружинной Руси, и для Руси периода феодальной раздробленности являлись собирательным образом, вмещавшим представление об идеальном воине. В «Сказании о Борисе и Глебе» прославлена юность, телесная красота, физическая сила и благожелательность, которые неразрывно с представлением о мужестве. В описании подвигов Андрея Боголюбского, Александра Невского прославляются личные качества воина, его умение стрелять и править конем, умение владеть мечом, выходить из трудных обстоятельств в битве, быть верным союзникам и преданным воинскому долгу. Это понимание воинского долга рассматривалось как постоянная готовность стать на защиту родной земли.

Воинский долг рассматривался и шире — как постоянная обязанность защитить слабейшего. Недаром в своем Поучении Владимир Мономах говорил о себе: «На воине и на ловах ночь и день... не дая собъ упокоя... тоже и худаго смерда и убогий вдовицы не дал есмь сильным обидьте». [ПСРЛ, т. I, стлб. 251.]

В долгий период монгольского ига эта воинская доблесть приобрела черты жертвенного подвига, когда малочисленные отряды русских воинов становились насмерть на рубежах, защищая родную землю. При этом в понятие родной земли в равной мере вмещалось представление о родном селении или городе, вырастая до образа земли Русской в целом, о которой каждый из воинов мог восклицать словами «Слова о полку Игореве»: «О русская земля! Уж за шеломенем еси!»

В дни Куликовской битвы воинский подвиг приобрел значение едва ли не подвига религиозного, это подсказывалось самим величием задачи и готовностью на самоотвержение. Недаром Дмитрий Боброк, обращаясь ко всему воинству в решительный час битвы, взывает: «Господин, и отцы, и братья, и чада, и друзи! Подвияайтеся, время нам благо прииде. И так вси изыдоша с яростью и ревностью... на неверные и противные врагы».[ ПСРЛ, т. XI, стр. 61.]

Естественно было рассматривать такой подвиг достойным вечной славы. Поэтому Дмитрий Донской обращается к павшим воинам: «Помолитеся о нас вы бо увязостеся нетльнными венцы от Христа Бога». [ПСРЛ, т. XI, стр. 66.]

Личная доблесть, физические качества и душевное величие каждого воина славились в тех сложных исторических условиях, когда необходимо было бороться с коварным и численно превосходящим противником, где ведение оборонительной войны в какой-то мере уравнивало социальные различия в составе войска и его предводителей. Воинский идеал в конце концов воодушевлял всех с той только разницей, что предводитель должен был обладать всеми идеальными качествами в превосходной степени, обладая к тому же обязательствами верности по отношению к войску, союзникам и Защищаемому народу.

С усилением единодержавной власти эти идеи ответственности существенно возросли (вспомним Послание на Угру). Однако изменился отчасти характер войн, а также резко дифференцировалось по своему социальному составу войско, где князю, боярину, воеводе была предоставлена особая роль,— теперь существенное значение получила личная рыцарская честь, воинские доблести и личное воинское умение стали уделом светской славы.

Переосмыслялось и отношение к своему сюзерену. Недаром в своих писаниях Иван Пересветов не раз разъясняет Грозному, как доблестные воины ради своего государя «играли смертною игрою». В этой связи идеологи правительства 50-х годов воинский подвиг трактовали не только как подвиг религиозно-нравственный, но и подчеркивали значение личной славы и требующей всенародного признания светской идеологии воина-рыцаря.

Этот оттенок рыцарства, сквозивший и в самой трактовке обликов отдельных воинов в композиции «Благословенно воинство», где особенная| роль полководца была отведена Ивану IV и где величие владыки-сюзерена столь подчеркнуто в образе Владимира Мономаха, в eщe большей мере получил свое выражение в образе Христа-рыцаря из «Четырехчастной».

Однако крестный подвиг, который воины дружинной Руси воспринимали как образ мужества Христа, «не убоявшегося страсти» и победившего смерть силою любви и самоотвержения, теперь подменяется образом личного воинского могущества. Рыцарь, закованный в латы, в позе владыки, облеченного воинским могуществом, в знак чего он держит на коленях обнаженный меч, Христос не сам побеждает силы ада. Впереди Христа архангел Михаил копьем пронзает распростертый у подножья креста ад. Первенствующая роль божественного вмешательства во всех батальных сценах Архангельского собора и росписи Золотой палаты подчеркивает священный смысл воинского подвига.

Для того чтобы связать воинскую тему с идеей воинства небесного, в котором, предводительствуемые архангелом, участвуют святые воины, мученики и благоверные князья русские, в роспись Золотой палаты введены не только батальные сцены, но и отдельные изображения в рост (и поясные — в медальонах) русских князей-мучеников и доблестных воинов. Это позволяет еще раз, как и в стенописи Архангельского собора, соотнести эту тему с темой царского родословия.

Батальная тема, вырванная к жизни двумя блестящими воинскими операциями Ивана IV — взятием Казани и Астрахани,— естественно, оказалась главенствующей во всем цикле восстановительных работ и вызвала к жизни многие новые приемы художественного выражения, а также сказалась на жанровых особенностях живописи конца 40-х — 60-х годов XVI в.




Читайте далее: Приложение. Реконструкция Золотой палаты

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Золотая палата. Воинская доблесть и воинский идеал  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика