Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Золотая палата. Евангельские притчи

Верхние части стен и своды палаты заняли сюжеты, рассчитанные, как сказано выше, на длительное восприятие. Среди них важны морализующие темы. Они не ограничены изображением Варлаама и Иоасафа, которому отведено одно из центральных мест — над южным окном палаты. Влево от него располагаются многофигурные композиции на темы евангельских притч: притча о званых на брак, о богатом и бедном Лазаре (причем в качестве отдельной композиции выделена смерть богача и бедняка). Вправо от беседы Варлаама и Иоасафа представлена притча о сеятеле.

Названные притчи вошли и в состав иконы «Распятие» в притчах, исполненной псковичами для Благовещенского собора, а, кроме того, притча о богатом и бедном Лазаре и смерть богатого и бедного не только повторяют сюжеты росписи царской усыпальницы в диаконнике Архангельского собора, но и по своему содержанию связаны с нестяжательской повестью о похищенном Злате, иллюстрации к которой располагаются в виде яруса росписи на южной стене того же собора.

Все эти изображения на темы притч как бы раскрывают зрителю сущность наставлений Варлаама. Как известно, повесть об обращении царевича современники рассматривали в качестве конкретной исторической параллели: Сильвестр — Иван IV. Что морализующие сюжеты росписи были обращены в первую очередь непосредственно к царю, что заказчики и составители ее программы имели в виду главным образом воздействие на Ивана IV, подтверждает наличие в составе росписи двух конкретно личных сюжетов. Речь идет о двух изображениях болезни и выздоровления царя покаявшегося и внезапной смерти царя «многогрешного».

Два эти сюжета, занимающие каждый половину северо-западного склона, представлены в виде весьма недвусмысленного противопоставления. Оно поясняется и надписью: «Разболевся царь Езекия и приде к нему пророк и речь ему: «умираешь бо ты и не будешь жив». И обратив царь лице свое к стене и помолился господу и глаголя: «помяни господи, работахом пред тобою истинною». В ответ на это: «Бысть слово господне ко Исайю и глаголж иди, прорцы Езекию: услышана молитва твоя и се предложи животу твоему пятидесять лет».

В свою очередь на противоположном изображении содержалась надпись: «Спящу же царю Анастасии и виде во сне мужа страшна, держала хартию в руку и разогнув и обрете в ней вся своя злая дела. Ангел к нему рече с лютостию: Благочестие видя Езекиилиево приложи бог лета. Твое же видя многа согрешения отсекает лета, и порази его скипетром». „"')та прямая аналогия с только что совершившимися событиями (смертельной «огневой» болезнью и неожиданным выздоровлением царя) свидетельствует о злободневности росписи, о конкретных параллелях, наконец., делают недвусмысленным сам адрес морализующего цикла.

Сюда же относится и сцена прощания с умирающим, в которой есть все основания предполагать изображение смерти Василия III, а также сцены, содержащие обличение боярского своеволия в период малолетства Ивана IV, расположенные в диаконнике Архангельского собора. Эти композиции теснейшим образом примыкают к подобной же части росписи Золотой палаты, которая содержит росписи, призванные служить «духовному обновлению», либо же давать оценку конкретным деяниям и событиям в жизни царя.




Читайте далее: Золотая палата. Аллегорические образы и символика

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Золотая палата. Евангельские притчи  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика