Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

ЗОЛОТАЯ ПАЛАТА

Кульминацией всего цикла памятников, созданных после пожара 1547 г., явились росписи Золотой палаты. В них объединились и религиозно-догматические и дидактические сюжеты с воинской тематикой, космогонические представления соседствовали с общественно-политическими, конкретно личные мотивы приобретали смысл общечеловеческий, а все вместе должно было выражать представления о гармонической «устроенности» мироздания и особой значительности в нем судеб человеческих.

Роспись Золотой палаты, как известно, не сохранилась. Она дошла до нас в подробном профессиональном описании «государева» живописца Симона Федоровича Ушакова. [Опубликовано: И. 3абелин. Опись стенописных изображений притчей в Золотой палате государева дворца, составленная в 1676 г.— В кн. «Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы», ч. 1. М., 1884, стр. 1238 — 1255; см. также: И. Бартеньев. Московский Кремль в старину и теперь, кн. 2. М., 1916; стр. 183 и сл. На основании этого описания, а также некоторых других письменных источников и графических материалов художником К. К. Лопяло сделана реконструкция росписи. Текст, чертежи и схематические рисунки К. К. Лопяло приведены в приложении. Пользуюсь случаем принести глубокую благодарность К. К. Лопяло, любезно разрешившему мне положить в основу настоящего раздела книги исполненную им реконструкцию.]

Поскольку в описании тщательно оговорены все детали композиций, а также везде оговорен цвет, есть основание искать аналогии этим словесным образам в произведениях, близких по времени и созданных мастерами, по-видимому, макарьевско-грозненского круга. В свою очередь, само расположение сюжетов в интерьере, ставшее ясным благодаря реконструкции К. К. Лопяло, заставило коснуться и вопросов синтеза.

Росписи Золотой палаты представляют исключительный интерес уже потому, что это едва ли не единственный памятник светского монументального искусства древней Руси, дошедший до нас в столь тщательном описании. Отдельные свидетельства о стенописях, проскальзывающие в разнообразных письменных источниках, позволяют лишь предполагать о возможное традиции украшения хором великих и удельных князей монументальной живописью.

Одно из самых примечательных свидетельств подобного рода содержится в широко известном послании Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому о росписи, выполненной Феофаном Греком в хоромах великого князя в Москве, а также у серпуховского князя Владимира Андреевичам. Но в последнем речь идет об одном сюжете, украшавшем какую-то часть парадного покоя в княжеской резиденции. [Епифаний Премудрый, перечисляя работы Феофана в Москве, сообщает: «у князя Владимира Андреевича в замене стене саму Москву такоже написавым; терем у князя великого незнаемою подписью i страннолепно подписаны» (И. Грабарь. Феофан Грек.— В кн.: И. Грабарь. О древнерусском искусстве. М., 1966, стр. 78; В. Н. Лазаарев. Феофан Грек и его школа. М., 1961, стр. 8 — 10).] Состав росписи великокняжеского терема остается неизвестен.

Здесь же, в Золотой палате, мы имеем дело с целостным ансамблем, содержание которого было рассчитано на разнообразных зрителей: от молодого самодержца — Ивана IV, его семьи и ближайших единомышленников до иностранных послов.

Создатели общего замысла и, очевидно, его исполнители-живописцы хорошо знали законы монументального искусства, ибо в расположении сюжетов прослеживается определенная закономерность: «светские», чисто исторические сюжеты расположены на уровне человеческого взгляда — как бы окружая Зрителя и заставляя его ощущать «соучастие» изображенных персонажей в делах современных, тогда как религиозно-догматические и морализующие сюжеты, предопределявшие «созерцательное» восприятие, расположены в верхней части стен и на сводах.

По-видимому, мастера исходили из того, что в Золотой палате каждый из присутствовавших имел строго определенное место, на котором он должен был пребывать в вынужденной неподвижности все продолжительное время думных советов или торжественных приемов, и ему была доступна не вся роспись палаты, а какой-то ее отдельный участок.

Мастера расположили в большинстве случаев изолированные, «замкнутые» эпизоды в замкнутых архитектурных формах (отсюда композиции, размещенные в «шелыгах» и «шелыжках»).

Исключение составляли лишь росписи на тему «Сказания о князьях владимирских», которые опоясывали всю палату, читаясь последовательно «по часовой стрелке» в нижнем ярусе росписи. Здесь особенно подробно были представлены сцены получения Владимиром Мономахом императорских регалий и венчания ими князя на царство. [Так же, как в начальных миниатюрах Голицынского тома Лицевого летописного свода и рельефах царского места в Успенском соборе.] Таким образом, этой теме обеспечивалось главенство среди прочих сюжетов.

Поскольку идея исконности и преемственности единодержавной власти от князей киевских и владимирских находилась в непосредственной связи с темой «царского родословия», мастера разместили в парусах, над столпами, фигуры князей Владимира Святославича, Бориса и Глеба, Андрея Боголюбского а, а также непосредственных предков Ивана IV — его отца, Василия Ивановича, и деда, Ивана Васильевича, князей московских.

[Напомним, что отражением Царского родословия и Степенной книги можно считать росписи Архангельского собора, где представлен весь род российских князей, а также следует обратить внимание и на тот факт, что традиция прославления князей киевских на московской почве в предшествующие десятилетия ознаменована созданием житийной иконы «Владимир, Борис и Глеб» (ГТГ, «Каталог...», т. II, № 410, первая четверть XVI в.).

Владимиру посвящена роспись лоджии Архангельского собора (выбор веры, служба в константинопольском храме св. Софии, на которой присутствуют послы Владимира; взятие Корсуня; слепота Владимира, крещение Владимира, крещение киевлян и встреча иконы «Знамение»), которую исследователи твердо относят к середине XVI в. (см. Ю. Н. Дмитриев. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля.— Сб. «Древиерусское искусство XVII века. М 1964 стр 157)]

Кроме того, в медальонах под окнами были полуфигуры остальных князей из рода московского самовластца.




Читайте далее: Золотая палата. Евангельские притчи

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Золотая палата  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика