Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Иконы-трактаты

Повествовательность и чисто догматические представления свойственны иконам-трактатам, какой по своему существу являются и «Четырехчастная» и обе иконы христологического цикла. Они почти свободны от жанровых элементов. Но наряду с догматико-повествовательными иконами постепенно складывается тип иконы-картины, несущей в себе определенное историко-политическое содержание. Такой является икона «Благословенно воинство...».

Некоторые факты в жизни искусства этой поры и скупые упоминания в письменных источниках заставляют предполагать формирование икон подобного типа уже в первой половине XVI в. Прежде всего – в материалах дела Висковатого (т. е. «собора на еретики» 1554 г.) содержится упоминание об иконе Мамырева на тему «Символа веры», которую собор постановил расположить в двух киотах. Необычность иконографии этой иконы и сложность содержания, о которой можно судить по скупым высказываниям на соборе, позволяют думать, что мы имеем дело с развитой формой иконы-трактата.

Очевидно, здесь речь шла, как и применительно к иконам, созданным после пожара, о возможности изображения бога-отца, которого «никто же виде» и который «явлен был в логосе», следовательно, согласно постановлению V – VI Трулльского собора, может быть изображен только в «Христовом воплощении».

[Ср. Н. Е. Андреев. Инок Зиновий Отенский об иконопочитания и иконописании.– «Seminarium Kondakovianum», т. VIII. Прага, 1936, стр. 275. Имеет смысл напомнить о возникновении в конце ХЧ в. своеобразной композиции, в которой, очевидно, содержались многие элементы, вошедшие в иконографию «Четырехчастной».

По поводу этой иконы возник конфликт между новгородским архиепископом Геннадием и псковскими иконниками; кроме того, описание этой иконы представлялось «на отзыв» Максиму Греку, но одобрения не получило.

См. также Ф. Калугин. Зиновий Отенский и его богословско-полемические. и церковно-учительные произведения. СПб., 1894, с. 81 – 89; А. Никитский. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873, стр. 328 – 330. Сложная иконография, разработанная псковичами, нашла позднее отражение в окладе вологодского Евангелия 1572 г.]

На какие части делилась икона Мамырева, почему понадобилось ее помешать в двух киотах, можно только строить отдельные догадки. Одно лишь несомненно – иконография мамыревской иконы была непривычной и наталкивала на «самомышление» в той части вопросов, которая оставалась всегда в сфере строго охраняемой догматики. Во. всяком случае, можно предположить с большой долей основания учитывая время, в которое была создана икона, и принимая во внимание широту интересов, образованность заказчика и его далеко не пассивную роль в период ожесточенной идеологической и политической борьбы в Москве конца XV – начала XVI в., что содержание иконного образа не могло не быть соотнесено с идейными движениями эпохи.

Дальнейшее развитие подобного типа – обе иконы, исполненные по государеву заказу псковичами. В сплошных строках обрамления (напомним, они не делятся на клейма) художники ведут непрерывный рассказ, окутывая средник как бы потоком повествования. Причем сохраняется и канва евангельской истории и уже с некоторой назойливостью подчеркивается символико-догматический смысл. В композиции имеется изображение первого лица «Троицы», «Отечества», благословляющей десницы, двойной ряд изображений и крайняя детализации и дробность в пределах одного сюжета.

Именно здесь имеет место тот ритм «замедленного действия», на который обращает внимание В. Н. Щепкина. Достаточно хотя бы привести в пример сцену «моления о чаше» в иконе «Обновление храма... воскресением», где фигура Христа изображается трижды: он молится коленопреклоненный на скале, он пробуждает от сна апостолов, он вторично застает их спящими и вновь молится в момент «предания Иудина».

Ощущение движения исторического времени решительно снято, хотя полностью отсутствует созерцательное начало. Наоборот, требуется постепенное чтение и осмысление сложной системы образов символического и «реального» плана. Эмоциональная интонация почти не чувствуется, несмотря на, казалось, драматический сюжет.

Эмоциональное воздействие достигается не самим строем отдельных образов – для этого они достаточно дробны и измельчены – а общей композиционной напряженностью. Все множество фигур, тесно населяющих большое иконное поле, казалось бы, находится в движении. Вздымающиеся горки и довольно сложные архитектурные фоны определяют ритмическое членение событий. Заданный ритм обеспечивается последовательным чередованием цветовых пятен светлых одежд и более темного фона и наоборот. Преобладание густого зеленого, глубокого красного – цветов, издавна излюбленных псковскими мастерами, создает также некоторую суровость и напряженность. Портому сравнительно просветленным кажется средник, изображающий «Воскресение» в иконографии «Сошествие во ад». Затканная Золотым ассистом одежда Христа, светлые одежды исходящих из ада мужей и жен, Зеленые, красные и розовые одежды праотцов, царей и пророков – все это торжественно выделяет центральное изображение, опять-таки обстоятельно многословное: праотцы, предтеча, цари и пророки, мужи и жены, освобожденные от ада, – загромождают и центральное пространство иконы.

Однако пафос иконы все же не в просветленном образе средника, а в последовательном изображении евангельских событий и их истолковании. Они как бы сопоставляются с средником, разъясняют и обосновывают его исторически и преобразовательно. Определенные догматические представления соседствуют здесь с метафорическими образами притч, а сам ход повествования и его соотношение с средником не столько объясняется традиционным строем житийной иконы, сколько четко проводимым принципом иллюстративности.

Мастера раскрывают в «строках» деяний и притч содержание краткого апракоса, в самом замысле композиции и соотношений отдельных образов «строк» с средником руководствуются гимнами страстной седьмицы. В частности, «Обновление храма...» в качестве гидрографического подтекста как бы имеет слова стихйры вечерни пятницы: «поклоняемся страстем твоим Христа, сподоби нас поклониться и св. воскресению твоему». Средник с «Сошествием во ад» воспринимается как своего рода развязка длительного повествования – между трагедийным смыслом клейм и просветленным образом средника лежит своеобразная временная цезура. Она определяется всем композиционным ритмом и прежде всего резким переходом от мелкофигурных перенасыщенных строк к более свободному и обозримому, а главное – крупнофигурному среднику. При общем Замедленном характере действия, «остановленности» времени в повествовательной части – вневременный, «вечный», характер средника приобретает особую значительность.




Читайте далее: Смещение к повествовательному началу

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Иконы-трактаты  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика