Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Повествовательное начало

Выявление повествовательного начала, вернее повествовательность или «учительность» образа, предопределено самой эстетикой византийского (или шире – восточнохристианского) искусства, выкристаллизовавшейся в спорах в защиту икон периода иконоборчества. Не случайно одним из аргументов в яащиту иконописания явилось сближение иконного образа и Священного писания. В третьем каноне антифотиевского синода (869 – 870) можно видеть этот наглядный пример сближения слова и изображения, объединенных единством цели и содержания: «Мы предписываем почитать святую икону (образ) нашего Спасителя Иисуса Христа с той же честью,– гласит 3-й канон,– как и книгу святого Евангелия. Ибо так же, как благодаря буквам последнего все мы обретаем спасение, так же красочно-образным действием все, как ученые, так и неученые, каждый находит для себя пользу в том, что доступно всем. Действительно, так же, как посредством букв – слова, так же посредством красок живопись говорит об одном и том же и одно и то же изображает». [Хотя постановления антифотиевского синода и были аннулированы, тем не менее смысл этого постановления определил практику послеиконоборческого искусства. Ср. Ф. Дворник. Схиама Фотия. Париж, 1950. ]

Отсюда естественна устойчивость повествовательного начала во всяком иконном образе. Однако, забегая вперед, следует сказать, что в периоды наивысшего расцвета искусства (будь то искусство византийской, южнославянское или древнерусское) повествовательность, лежащая в основе и эмоционального образа, носит лишь глубоко психологический характер, а чисто повествовательные (исторические или догматические) образы проникнуты глубиной эмоциональности и настраивают на созерцательность. В свою очередь, в эпохи спада, какой не может не являлся вторая половина XVI в., и сам созерцательный образ пропитывается событийным повествованием.

Повествовательная или эмоциональная природа художественного образа, естественно, не может не сказываться на главном в искусстве всякой эпохи и тем более искусстве средневековья – на интерпретации представлений о человеке. Если произведения собственно повествовательного жанра своими сюжетами имели «деяние» или догматическое положение, то произведение созерцательного жанра имело своим предметом прежде всего внутренний мир человека, душевный (духовный) образ человека, раскрывающийся главным образом в полноте переживаемой эмоции, в бесконечно длящемся «предстоянии».

Когда речь идет о русской средневековой литературе, то принято считать, что в произведениях XII – XIII вв. характер выявляется в действии. [Д. С. Лихачев. Изображение людей в летописи ХП – ХIII вв.– ТОДРЛ, т. Х. М.– Л., 1954, стр. 7 – 43. ]

Человек исторической повести, жития, летописных известий предстает в исполнении своей миссии, строго предопределенной его положением на иерархической лестнице феодальных отношений. Казалось бы, однажды выработанная подобная «схема» настолько сковывает писателя, что его образы превращаются в своеобразные «идеограммы», строго регламентированные феодальной «табелью о ранге». Однако реальные факты биографий «невымышленных героев» в исторические повести и летописи проникают стихийно, «опровергая» схемы «феодальных идеалов». В XIV – XV вв. поступки человека продолжают составлять основу характеристики, но раскрывается она главным образом черед отношение автора к этим поступкам. Как правило, более чем когда-либо преобладает гипербола, все совершающееся передается лишь в превосходной степени. Положительные деяния всегда обращаются в подвиг, для прославления которого не хватает слов, отрицательные поступки – только являют собой «глубину падения». Нет середины. Все герои бев исключения делятся на положительных и отрицательных. „"')экспрессивность действия сочетается с абстрактностью чувств, а повышенный «психологизм» не способствует конкретности характеристик. Изображение человека носит «риторико-панегирический» характер. [Д. С. Лихачев. Изображение людей в житийной литературе конца XIV – ХV в.– ТОДРЛ, т. XII. М.– Л., 1956, стр. 105 – 115.]

И лишь в литературе второй половины XVI в. и в XVII в. складывается психологический портрет персонажей агиографии, исторической повести или хроники в понимании, близком к литературе нового времени. Характеры рассматриваются во всем их своеобра,зии, в переплетении положительных и отрицательных черт, чувств, мыслей, дел героя. Дато раскрытие духовного «состояния», являясь предметом главного внимания в XI – XIV вв., достигает полноты своего раскрытия в последние годы XIV в., а своей кульминации – в первой четверти XV в., чтобы через столетие почти перестать волновать исполнителя иконного образа.

В изобразительном искусстве полнота передачи внутреннего образа человека не только по-разному достигается в различные исторические эпохи, но и внутри каждого из жанров применяются равные приемы характеристики. В жанре повествовательном, производном от литературных образов, человек, как это уже не рая говорилось, показан черев деяния, и для его характеристики сложились свои, только этому жанру присущие приемы раскрытия внутреннего мира героя, сущность которого занимает далеко не первенствующее место в содержании произведения.




Читайте далее: Иконы Дмитрия Солунского и Григория-воина

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Повествовательное начало  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика