Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собора

О пространственно-временных решениях в росписях Золотой палаты и фресках Архангельского собора в настоящее время судить довольно трудно. Но даже по словесному описанию Золотой палаты можно представить себе, что в замкнутых композициях верхней части росписи палаты, где преимущественно преобладали символико-аллегорические образы, пространственные отношения, как и категории времени, были выражены в формах, рассчитанных на длительное созерцание. Такие композиции, как «Премудрость созда себе дом», точно так же, как и отдельные аллегорические фигуры добродетелей и пороков, содержали только лишь представления вневременного порядка.

Тема вечности присуща большинству сюжетов, украшавших своды и шелыги палаты. Быть может, только в беседе Варлаама и Иоасафа да в изображениях болезни благочестивого и нечестивого царей сочетались представления о времени конкретно-историческом с элементами вневременного. Зато в большинстве батальных сюжетов, а также в композициях на темы «Сказания о князьях владимирских» преобладало время конкретно-историческое. Трудно сказать, были ли они рассчитаны на последовательное восприятие сюжетов в хронологической последовательности, или же каждый сюжет, вписанный в замкнутую архитектурную форму, воспринимался вне временной связи с остальными. Поэтому вряд ли можно представить себе сейчас, в какой мере зритель мог почувствовать длительность временного отрезка и сопоставить события, совершавшиеся в пространственном и временном отдалении.

Что касается росписи Архангельского собора, то дошедшая до нас сюита фресок царской усыпальницы, посвященная житию Клеопатры и Иоанна, в известной мере приближается в своих временных и пространственных решениях к строкообразным рядам клейм в иконах христологического цикла. Житие Клеопатры и Иоанна рассчитано на непрерывную читаемость. События расположены в прямой последовательности происходящего,. и элемент конкретно-исторических представлений преобладает. Тема вечности вступает в свои права в той части композиции, которая посвящена «огневой» болезни Иоанна, молитве Клеопатры и видению мученика Уара. Композиции несложны. Действие всякий раз совершается только в данном месте и на данном отрезке времени. Мерное перетекание времени от действия к действию, от события к событию как бы соответствует процессу медленного прочитывания жития. Отсюда обозримость, простота построения и единство места и времени.

Можно было бы сказать, что аналогичный характер носят и изображения «Суда неправедного» и прощания умирающего князя с семьей. Здесь тема вечности выражена метафорически: в пирующих бояр стреляет смерть. Фигура стрельца, персонифицирующего смерть, находится как бы в ином пространстве по отношению к пирующим. Она смещена в сторону и вниз, она не имеет позема, и ее блеклый тон, как и нарочито плоскостная форма, отличают образ смерти-стрелка от пирующих, заставляя отнести ее в иной ряд представлений. В изображении прощания князя с семьей рта идея вневременного или ощущение вторжения иной воли, действия иного порядка в повседневный ход событий переданы еще более остро. Напомним, что на ложе больного князя, в ногах, восседает женщина в царском венце, держащая на руках младенца. Вся ее поза говорит о сосредоточенном внимании к умирающему, подле которого стоит отрок, также своей позой и жестами выказывающий внимание умирающему. Можно представить себе, что предстоящие ведут если не словесный, то эмоциональный диалог с умирающим отцом. В то же время в изголовье князя изображен ангел с копьем, намеревающиеся пронзить умирающего. Так тема вечности, тема вневременного и неземного ряда вводится в эту, казалось бы, простую по смыслу семейную сцену. Ангел с копьем заставляет подумать о том мгновении, когда для преставившегося князя «времени больше не будет». Однако здесь представление о начале и конце действия, о причине и следствий снято. Зритель воспринимает однократное событие, оценивающееся в двух планах.




Читайте далее: Эмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописи

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собора  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика