Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Пространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»

Существенно иным представляется время и пространство в «Четырехчастной» и в иконе-картине «Благословенно воинство».

В «Четырехчастной» многослойное членение, сначала на четыре части, а внутри – на регистры, способствует ощущению торжественного ритма свершения мировых судеб. Строго разделены по регистрам деяния небесные и деяния земные. При этом все, что касается первых событий, исполнено ощущения непрерывности и постоянства, вневременного, вечного. Деяния земные показаны в двух планах: однократного конечного действия и действия, длящегося вне времени. Так, Каин убивает Авеля, Адам и Ева оплакивают сына, великий князь, бояре и иерархи молятся «трисоставному божеству», взяв себе в посредники лики пророков, апостолов и мучеников. Помимо этого, в каждом регистре, казалось бы, можно найти прямую последовательность развивающегося действия. Например, архангел благовествует, дева рождает в вертепе младенца, Христос принимает крещение в струях иорданских. Эти события, совершившиеся однажды, не теряют, согласно средневековому мировоззрению, значение для человеческих судеб, а потому продолжают быть постоянным объектом поклонения.

Таким образом, возникает как бы три временных измерения: от «совета предвечного» до апофеоза бога-слова (верхняя правая часть иконы) продолжается свершение «божественного домостроительства»; в каждой из трех частей (кроме апофеоза) существует своя причинная Зависимость и последовательность, и, наконец, третий временной ряд – вневременное существование каждого из актов «божественного домостроительства», преломленное через восприятие зрителей иконы. Следует отметить, что здесь последующее или будущее не воспринимается как существующее впереди, а прошедшее или изначальное не дается как находящееся позади созерцателя, оно не включено и в последовательность всех частей. По-видимому, для художника середины XVI в. историческое осмысление «от – до» приближалось к пониманию временных отношений нового искусства.

Еще одно решение пространственно-временных отношений дает икона «Благословенно воинство», где прошлое и композиционно является исходным пунктом, стоящим позади. Медленный ритм движения, идущего справа налево, заставляет ощутить не только торжественность победного шествия. В этом движении от пылающего града – символа конкретно-исторического акта победы над Казанью – войска направляются к некоему «вечному граду»: таким образом, временные представления переносятся в план вневременного, вечного. Пусть даже этот идеальный град и ангелы, несущие венцы., будут истолкованы лишь как метафорический образ славы, но даже и в ртом случае категория вневременного с достаточной силой будет введена в икону-картину.

Существовавшие в разные эпохи и связанные с определенным конкретно-историческим временем, войска объединились в едином усилии. В плане историческом они все связаны между собой преодолением единого исконного врага – татар. Поэтому художник постарался построить ряды войск возможно компактнее и связать их между собой тем единым смысловым центром, каким являются фигуры архангела Михаила и молодого Ивана IV. Вспомним, что рати движутся по трем направлениям. Можно представить себе мысленно начертанные три линии, которые исходят из одной точки-горящего города; постепенно разветвляясь, эти линии неуклонно направляются к следующей точке, в которой все они должны объединиться,– горнему граду. Все три рати показаны сбоку и сверху. Как сказано уже выше, и вооружение, и жесты воинов очень точно передают время действия, они верны своему конкретно-историческому отрезку бытования, и вместе с тем им свойственна та монолитность, то единство, которые заставляют вновь вспомнить о самом главном подтексте иконы-картины,– победа над Казанью обусловлена усилиями всего множества поколений, боровшихся с татаро-монгольским игом.

Символическая природа деталей характеризует место и время свершающегося действия, вполне отвечает принятой системе.

Вместе с тем это еще раз свидетельствует о появлении твердого исторического костяка – той хронологической схемы, которая выразилась в построении родословной князей русских. В отличие от Степенной книги, но в полном согласии с построением летописной формулы XVI в.: внук Дмитриев, правнук Мономаха, праправнук великого Владимира, и в еще большем соответствии с построением родословной в росписях Архангельского собора, где, как известно, предки московского единодержца, выстроившись в два ряда, мерно подходят к центральному изображению Символа веры, – воины-предки в иконе «Благословенно воинство» устремляются к горнему Иерусалиму. Родословная здесь не мыслится в виде древа, разрастающегося в стороны и дающего плоды, она укладывается в последовательные ряды, давая историческое осмысление прямой преемственности подвига.

Конкретно-историческая концепция обретает подтекст, явно говорящий о вневременном значении ратного подвига Ивана IV. В еще большей мере это свидетельствует о высокой оценке не только в плане историческом, но и в этическом – и опять же вневременном – подвигов Александра Невского, Дмитрия Донского и других князей-военачальников. Достаточно вспомнить, что Дмитрия Донского – победителя при Куликовской битве – поддерживает его патрон Дмитрий Солунский. Вслед за Александром Невским изображен Георгий Победоносец, призывающий к ратным подвигам остальных воинов, в числе которых идеальные воины древней Руси: Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин его Федор, основоположники русской государственности – Владимир Ярославич и Владимир Мономах, а также князья, прославляемые церковью,– Федор, Давид и Константин и др.

Весь передний ряд воинов, как уже говорилось выше, нимбирован. Таким образом, «благословенное воинство отца небесного» состоит из русских князей, прославленных героев и их небесных патронов. Дмитрий Донской и Александр Невский, укрепляемые в ратных делах святыми воинами Дмитрием и Георгием, и сам победитель при Казани Иван IV, воодушевляемый на подвиг архангелом Михаилом, являются совершителями подвига, каким предстает здесь ратное дело.

Во множестве сопоставлений вневременного порядка растворяются конкретно-исторические элементы картины. Художник подчеркнул эти соотношения композиционно, окружив войско Ивана IV, двумя вереницами прославленных воинов и небесных патронов. Но этого мало. Почти каждый из прославленных военачальников дан в паре с патроном, что как бы раскрывает внутреннюю оценку их деяний и их личности, становящейся как бы тождественной личности своего патрона. В этом сказался излюбленный прием портики древнерусского искусства – прием «скрытого сравнения». Благодаря мерному ритму эти пары хорошо читаются, и внутреннее сопоставление воспринимается на всем протяжении сложного иконного повествования. Оно приобретает особую активность в плане общего смысла иконного образа, едва лишь они приходят в соприкосновение с остальными метафорическими и символическими деталями. Иссохший водоем и быстротекущий источник, включенные в композицию, переводят сам факт казанского Завоевания в план войны религиозной, войны за чистоту веры.

Причудливая композиция этой иконы-картины, вытянутой по горизонтали, позволяет построить свободно читаемый рассказ, в котором ощущение причины и следствия, завязки повествования, его кульминации и развязки вполне органичны. Однако двуплановость событий позволяет не проводить грани между прошлым и настоящим. Причина и следствие, завязка и развязка в данной композиции приобретают равную ценность в ведении рассказа; они равно обозримы, равно привлекают внимание зрителя, и их временная последовательность определяется путем осмысления сущности события.

В этом заключается верность принципам средневекового искусства. Шла ли речь о событиях вневременного, небесного или же конкретно-исторического земного порядка, средневековый художник стремился раскрыть сущность происходящего, донести его смысл, внутреннюю оценку и значение для судеб человеческих, отказываясь от иллюзорного воспроизведения внешней оболочки и подчиняя форму задаче выявления единственно важного для него содержания.




Читайте далее: Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собора

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Пространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика