Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Четырехчастная икона.
Кульминация цикла икон после пожара 1547 года

Все четыре части иконы, являя собой в отдельности замкнутый цикл догматических представлений, в целом могут уподобиться богословскому трактату о троичности, «выраженному в лицах», и вместе это сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового Завета, включая и Апокалипсис.

Создатель этого сложного иконографического извода поставил своей целью воплотить основные образы, почерпнутые из многочисленных творений отцов церкви, в частности, как уже говорилось выше, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, а также текстов Ветхого и Нового Завета, неоднократно служивших предметами споров на протяжении почти двух столетий, в течение которых на Руси то вспыхивали, то погасали, чтобы разгореться вновь, идейные брожения, часто содержавшие вполне определенную антигринитарную направленность.

Итак, «Четырехчастная» явилась кульминацией всего цикла икон, исполненных после пожара 1547 г. Важно подчеркнуть, что каждая из ее четырех частей служила осмыслением отдельных икон того христологического цикла, который был Заказан псковским мастерам (опи должны были исполнить, помимо «Четырехчастной», «Распятие в притчах», «Обновление храма господа спаса нашего Иисуса Христа воскресением» и «Страшный суд»).

Исполненные псковичами иконы «Распятие в притчах» и «Обновление храма... воскресением» написаны по типу житийных икон или икон в деяниях и связаны единством замысла. Каждая из них имеет большой средник, с композицией «Распятия» — в одной, «Сошествием во ад» — в другой иконе. Вокруг широкое обрамление из клейм, изображающих те события земной жизни Христа, притчи или прообразы, которые являлись разъяснением главного сюжета. При этом клеймо от клейма не отделяется рамкой или какими-нибудь орнаментальными украшениями. Они читаются по строкам сплошной лентой изображений: вверху два ряда, шесть рядов по бокам и два внизу. Внутри каждой ленты событие от события отграничивается либо зданием, либо горкой, иногда группой фигур.

Основной лейтмотив той и другой иконы — утверждение тождественности Христа и единства его с другими лицами «Троицы», в частности, с богом-отцом. Повтому, изображая притчу о смоковнице, моление о чаше, целование Иуды, отречение Петра и многие другие евангельские сюжеты, художник стремится везде изобразить соприсутствующую фигуру бога-отца. Он либо благословляет из облака, либо ниспосылает ангела, либо помещен в круге позади фигуры Христа, либо в круге присутствует как объект обращения к нему или источник силы в момент совершения чуда [Нарочитость и настойчивость, с какой проводится эта мысль, заставляет воспринимать, казалось бы, традиционную и издавна привычную по своему сюжету икону как острополемическую. Невольно приходит сравнение с исповеданием веры, содержащимся в предисловии к делу Ивана Висковатого, где, в частности, предаются осуждению взгляды Касьяна, епископа Ряванского (см. «Московские соборы на еретиков XVI века».— ЧОИДР. М., 1847, год третий, гв 3, стр. 2).]

Повествуя о жизни Христа, о его смерти и воскресении, художник всюду стремится указать на теснейшую связь своих изображений с литературным источником. Для этого в иконе «Распятие» почти над каждым ив регистров клейм, передающих притчи, почерпнутые из текста Евангелия, художники в начале ряда клейм в углу изображают фигуру или символ того евангелиста, на текст которого даются ими многофигурные изображениями. [Такая своеобразная ссылка на литературный источник присуща, пожалуй, только этому памятнику и до середины XVI в. в русской живописи почти не встречается. До сих пор «ссылки на литературный источник» можно было усмотреть лишь в таких композициях, как, например, «Похвала Богородицы», где в числе предстоящих обзательно изображались пророки Исайя, Соломон, Давид и певцы Богоматери: Иоанн Дамаскин, Ковьма Маюмский. Изображался также Роман Сладкопевец в композиции «Покрова», как автор многих кондаков, посвященных Богоматери, память которого приходится на этот же день. Кондак празднику «Покрова» является парафразой написанного Сладкопевцем кондака Рождеству Христову.]




Читайте далее: Четырехчастная икона. Иллюстрации евангельской истории

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Четырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 года  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика