О. И. Подобедова. Московская школа живописи при Иване IV
Четырехчастная икона. Апокалиптические мотивы
Следует обратить внимание на апокалипсические мотивы в этой части иконы. Так, симметрично фигуре Христа — воина и победителя — в правой части представлена смерть, выезжающая на апокалипсическом Звере. Смерть вооружена косой, за плечами у нее колчан, полный стрел. Она попирает множество мужских и женских фигур в разнообразных одеяниях, среди которых можно различить царей, правителей, смердов, юношей и старцев. В этой груде тел различаются и женские фигуры. Их терзают Звери и хищные птицы.
К этой сложной композиции сделано две надписи. Позади изображения смерти написано: «Ненавистник доброу и работая злоу износя смерть, исходя в ад погибелный». Над грудой мертвецов написано: «Птицыа небесныа и звери земных приидите снасти телеса мертвы». В знак того, что эта кара ниспослана божеством, над грудой мертвецов впереди смерти в воздухе парит серафим, держащий в руках обнаженный меч. Таким образом пояснена мысль: Христос победил смерть, поразил силы ада, возвратил человечеству сыновство по отношению к триипостасному божеству. Через него человечество познало Троицу (вспомним при ртом Ермолая Храма). [В. Ф. Ржига. Литературная деятельность Ермолая Еразма.— «Летопись Занятий. Археографической комиссии», вып. ХХХШ. Л., 1926.]
В то же время смерть как воздаяние за зло, смерть как представление апокалипсическое вводится в композицию в качестве напоминания, о Страшном суде, этим еще усиливая значение «Четырехчастной» как собирательного, кульминационного образа всего догматического цикла новых икон.
Над фигурой Христа-воина и над изображением смерти помещены фигуры архангелов. Они стоят на верху гряды лещадок, отделяющих нижнюю часть композиции, посвященную теме победы над смертью, от верхней, изображающей апофеоз единородного сына, представленного в типе Эммануила, восседающего на силах. Каждый из архангелов помещен на фоне здания, при этом позади архангела, в котором можно предположить Гавриила, изображен трехглавый храм с сложной системой трехъярусных позакомарных покрытий.
[Ф. И. Буслаев указывает на существование подобной же композиции, в которой «в одной храмине сидит Богородица, а в другой — идет ангел с кадилом». Такую же иконографию в рисунке XviI в. приводит Филимонов. Кроме того, Буслаев приводит истолкование данного сюжета согласно Клинцовскому подлиннику: «А что Спас сидит на херувимах, в кругу его писано: седяй на херувимах, видяй бездны, промышляй всяческая, устрашай враги и возносяй смиренный духом».
На правой стороне ангелу, что чашу держит: «чаша гнева Божия, вина нерастворена, исполнь растворения». Милосердию (т. е. изображению Христа, стоящего во гробе) подпись: «Душу свою За други своя положи». А что Спас сидит на кресте вооружен, а тому подпись: «Смерть на смерть наступи, един сын святые Троицы, споклоняем Отцу».
Безусловный интерес представляют надписи на «Четырехчастной» и их разночтения с теми, которые по Клинцовскому подлиннику опубликовал Ф. И. Буслаев (в верхней части, называющейся: «И почти бог в день седьмый», на свитке архангела Михаила написано: «Божии есмь... воевода...»; над Христом, покрытом крылами, монограмма IC ХС. В среднем регистре над Адамом и Евой, подле которых стоит архангел: «архангел Михаил наставляет Адама на дела земная». В нижнем регистре: «плака Адам и Ева по Авеле», «Каин уби брата по [нрзб] научением диаволим»; около дерева, на котором распростерт Каин: «трясение Каиново». В нижней левой части, называющейся «Приидите, людие, триесоставному божеству поклонимся», на развернутой книге бога-отца: «аз перв веков породи [нрзб]ръ. [нрзб] са [нрзб] цреи». На свитке пророка Моисея: «Благословен господь бог израилев, яко посети и сотвори избавление...» На свитке апостола Петра: «Ты еси Христос, сын бога живагов» (табл. 18 — 23).
В правой нижней части «Во гробе плотски...» надписей нет, кроме нескольких неразборчивых слов на свитке бога-отца в «Новозаветной Троице» и на свитке Соломона. Особенно богата надписями верхняя правая часть: «Единородный сыне...» Так, на свитке единородного сына,несомого в круге ангелами,читается: «Духа благодати, духа премудрости наполняя и бог п..а..ъ [?] и подаяй жизнь». У подножия правого ангела: «Трясный землю и возмущал волнами и [по]двигая преисподнаа и убожаа бездны». У ног Христа, сидящего на перекрестье: «И порази враги своя...» Над грудами умерших, которых терзают птица и зверь: «Птица небесный и звери земнии приидите снести телеса мартвы». Позади смерти, восседающей на звере: «Ненавистно добру и работая злоу износя смерть, исходя в ад погибельный». Буслаев насчитывает две редакции этой композиции по рисункам XVI — ХЛI вв. (CM.
Ф. И. Буслаев. Общие понятия о русской иконописи, стр. 11). Кроме того, аналогичная икона XVI в. имеется в собрании Рогожского кладбища. (CM. «Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве». [М.], 1956, стр. 93). Более поздние композиции под названием «Единородный сыне», датирующиеся XVII в., имеются в собрании древнерусской живописи ГИМ.]
Правым крылом архангел как бы указывает вверх на храм, в котором по-видимому, можно видеть «небесный Иерусалим». У архангела в руках сосуд с фимиамом. У правого архангела крылья опущены вниз, в руке он держит зеркало, оп в двухцветной одежде в отличие от Гавриила, одетого в белые одежды с узорным оплечием. В правой руке у него копье, у ног его надпись: «Трясый землю и возмущаа волнами и [по] двизая преисподнаа и убожаа бездны». Справа от архангела надпись (в настоящее время прикрытая орнаментальной рамой): «Воззовет господь от Сиона, тайна его [от] Иерусалима и рассудит люди своя в [о] оудол [и]». Позади него здание, подобное тому, которое изображается в композиции «Премудрость созда себе дом».
Всю среднюю часть композиции занимает круг, поддерживаемый двумя ангелами. В круге восседающий на серафимах изображен бог-слово. Он юн, одежды его светлы, одна рука простерта в победном жесте, голова его, слегка напоминающая голову рублевского ангела из «Троицы», повернута в три четверти в направлении к идеальному храму. В левой руке его свиток, на котором надпись: «Духа благодати, духа премудрости [духа страха божия (?)]... наполняя и бог... нъ и подаяй жизнь».
Над головой Христа, в небольшой сфере, вписанной между нимбом и краем большого круга, в который заключена фигура единородного сына, помещен голубь. Это круг как бы входит в лоно обнимающего его бога-отца, который в свою очередь изображен в круге (слава), заполненном огненными ангельскими крыльями. Голова его обрамлена восьмиугольным нимбом — знаком премудрости и творческой силы. По обе стороны этой развитой композиции «Отечества» изображены два ангела, несущие солнце и луну.
Сам состав надписей существенно отличается от содержания антифона «Единородный сыне»... и содержит сложное сплетение метафорических образов, которые.приЗваны показать свершение искупительной миссии второго лица Троицы и возвращение его в лоно отца. Таким образом, тема свершения, тема «покоя» («почи... в день седьмой»...) связывает первую и четвертую части иконы.
В этой части композиции, как известно, возражения Висковатого вырвало изображение Христа в военных доспехах, сидящего вверху креста. В ответе Макария, ссылающегося на слово Иоанна Златоуста («Предста царица одесную тебе»), примечательно само толкование образа воина, который «облечеся во броня правды и возложит шлем, и суд нелицемерен приемлет, и поострит гнев на противныя, противник же есть диавол, и его бъесове, и человецы еретицы, иже неправы о Бозъ мудрьствующе, их же убиет Господь Духом уст своих». [«Московские соборы на еретиков XVI в.».— ЧОИДР, 1847, год третий, № 3, стр. 10. ж Там же, стр. 14.]
Читайте далее: Четырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 года
|